Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 15 » Скачать Формирование информационного общества как культурологическая проблема. Кошевая, Евгения Александровна бесплатно
10:26 AM
Скачать Формирование информационного общества как культурологическая проблема. Кошевая, Евгения Александровна бесплатно
Формирование информационного общества как культурологическая проблема

Диссертация

Автор: Кошевая, Евгения Александровна

Название: Формирование информационного общества как культурологическая проблема

Справка: Кошевая, Евгения Александровна. Формирование информационного общества как культурологическая проблема : диссертация кандидата культурологии : 24.00.01 / Кошевая Евгения Александровна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева] Саранск, 2008 157 c. : 61 08-24/3

Объем: 157 стр.

Информация: Саранск, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 11 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКИ
11 Информатизация и компьютеризация как реалии современной культуры
12 Особенности нового типа культуры в зарубежных теориях «информационного общества»
ГЛАВА II ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК ДОМИНАНТА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
21 Типология современных отечественных концепций информационной культуры
22 Университетское образование в процессе формирования информациионной культуры личности:
2:3 Формирование информационной культуры личности в региональном российском университете (на материале Мордовского государственного университета имени Н П: Огарева)

Введение:

Актуальность темы исследования. Современный этап развития цивилизации характеризуется возросшей мощью информационных и коммуникационных технологий, что представляет собой глобальную информационную революцию, которая по своему масштабу и последствиям во много раз превосходит промышленную революцию XIX в. и научно-техническую революцию середины XX в. Под влиянием происходящих в обществе процессов информатизации претерпевают изменения все сферы жизнедеятельности. Для человека грядущего информационного общества единство мира оказывается уже не идеологической абстракцией, а фактом повседневной жизни.
В' настоящее время во всем мире доминантами общественного развития становятся знания и информационные технологии, а информационный потенциал нации определяет ее социально-экономическое положение в мировом сообществе. Не случайно последнее десятилетие XX в. и начало XXI в. связывают с информатизацией и формированием информационного общества, рассматривая их как процесс эффективного освоения накопленных человечеством' информационных ресурсов. Признак информационного общества - утверждение культа знаний, осознание того, что ни одну серьезную экономическую, социальную, техническую задачу нельзя успешно решить без переработки- значительных объемов информации. Человек сегодняшнего дня немыслим без постоянного взаимодействия с гигантским потоком информации, а значит, и без постоянного пополнения багажа знаний.
Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира. Наряду с заново выстраиваемой культурой экономических и социальных отношений важной частью общего образования человека становится информационная культура. Благодаря стремительному развитию компьютерных технологий становится реальностью то, что казалось невероятным несколько лет назад: люди разных стран имеют доступ к самой разнообразной информации в любой точке планеты, обмениваются информацией друг с другом и даже общаются в реальном режиме времени.
Россия имеет свои особенности вхождения в информационное общество. Основные проблемы связаны с недостатками в сфере материальноI технического, финансового и правового обеспечения информатизации, представляющей собой стратегическое направление перехода к информационному обществу. Информационное невежество в наши дни ведет к технологическому банкротству и национальному унижению, к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревшей технологии. Без создания особой социокультурной среды, в которой не только осознается фундаментальная роль информации в развитии общества, но и активно используются новые информационные технологии, невозможен реальный переход к информационному обществу, в котором знания об информационных законах, о средствах взаимодействия с информацией, становятся основой, методологией эпохи информатизации.
Качественный скачок в информационной индустрии настоятельно указывает на необходимость анализа новейших технологий сквозь призму мировоззренческих изменений.
Долгое время в исследованиях информационно-коммуникационных технологий, повлекших за собой революционные изменения на мировом рынке, основной акцент ставился в основном на необходимости совершенствования средств получения, обработки и распространения» информации и результатах их использованиям экономической сфере, но в результате осознания того, что наблюдаемый качественный скачок в развитии информационных технологий породил новую глобальную социальную революцию, ничуть не уступающую революциям прошлого по силе своего воздействия на человеческое общество, стали активно изучаться гуманитарные аспекты формирования нового общества.
В последние годы пристальное внимание исследователей стали привлекать образовательные аспекты формирования информационного общества. Они связаны,, прежде всего, с анализом проблем информационного общества как общества «обучающихся», поскольку для всех его членов возрастает потребность постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования^ динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий.
В'настоящее время еще наблюдается недооценка роли культурологического исследования процесса информатизации-общества-в целом и системы образования, в частности. Между тем, именно культурная составляющая является главным элементом этого процесса. Информатизация общества началась именно в сфере'культуры— учеными и инженерами. Состояние-культурного потенциала:общества определяет темпы и характер информатизации. Социальные- изменения получают, в основном, культурную мотивацию. Культура прогрессирующим образом; перенимает функцию; двигателя; общественного развития; «Сначала приходит культура, - пишет А. Турен. - Как можно рассуждать иначе в период, когда создается новая культура, новые отношения с миром, тогда как формы общественной жизни остаются старыми, разложившимися* или беспорядочными?» (209, с. 19). Об этом же говорят и отечественные исследователи информационного общества; А. И. Ракитов утверждает:. «Вопрос об информатизации культуры имеет не: «остаточный», но-фундаментальный характер. Здесь завязываются в один-узел культурные процессы создания информационно-индустриального общества и принципиально новой технологической базы его духовной и социальной модернизации» (156, с. 15). И: С. Мелюхин пишет: «Анализ процессов становления информационного общества требует изучения его культурологического аспекта» (126, с.49). А. Негодаев подчеркивает: «Важность проблемы и ее недостаточная разработанность - делают крайне желательным: исследования культурологического аспекта информатизации общества» (134, с. 124).
Степень научной разработанности проблемы. Информационное общество стало предметом изучения в различных областях знания. Это труды по естественным и техническим наукам, а также работы общенаучного характера отечественных авторов: В. А. Ачкасова (12), И. А. Волошина (42), В. М. Глушкова (51), Н. Н. Моисеева (130, 131), В. С.Швырева (231); зарубежных ученых: М. Броя (28), Н. Винера (38), Дж. Пирса (146), К. Шенка (235), К. Шеннона (236) и др.
Философские аспекты развития информационного общества исследуют Р. Ф. Абдеев (1), Ю. Ф. Абрамов (2), В. Г. Афанасьев (11), JI. М. Земля-нова (83), В. М. Степин (192), А. Д. Урсул (210-215), Л. Н. Федотова (218), Н. И. Юзвишин (243), Э. Дайсон (66), Э. Фромм (222) и др.; социологические, политологические, правовые аспекты - Я. И. Засурский (79), В. JI. Иноземцев (92), И. С. Мелюхин (126), В. А. Писачкин и И. Е. Повери-нов (147), А. И. Ракитов (155), Н. С. Розов (161, 162), О. И. Семенков (170), А. П. Суханов (197, 198) и др.
В последние годы актуальность приобрели проблемы информатизации^ библиотечного дела, которые стали предметом исследования С. П. Бавина (14), М. Г. Вохрышевой (46, 47), Н. А. Коряковцевой (108), Б. А. Семеновкера' (172, 173) и др.; значение этих процессов в экономике и менеджменте рассматривают С. А. Дятлов (74, 75), П. А. Страссман (195), В. М. Шепель (237), JI. Планкетт и Г. Хейл (148) и др.
Феномен информационной культуры изучают П. И. Браславский (22-26), В. А. Виноградов и Л. В. Скворцов (39, 40), Н. И. Гендина (49), Ю. П. Горохов (55), А. А. Гречихин (60), Л. Н. Зеленова (80), Э. П. Семенюк (174-176), И. Г. Хангельдиева (224), Э. И. Хитарова (225), В. А. Шанцев (228-230), А. Г. Шейкин (232, 233) и др.
Культурологический подход к изучению проблем информационного общества представлен работами С. Г. Антоновой (7, 8), А. И. Арнольдова (9), Н. П. Ващекина (35), И. И. Горловой (53, 54), Н. И. Дубракова (72), Ю. М. Лотмана (117), И. А. Негодаева (134) и др.
Проблемы информатизации и компьютеризации образования различного уровня'анализируются в трудах В. Е. Айнштейна (3), В. Г. Кинелева (104, 105), Н. Б. Крыловой (110), В. С. Лобанова и А. Д. Иванникова (116), Д. Ш. Матроса (122, 123), И. И. Раскиной и Н. В. Федяиновой (158), Е. А. Ра-китиной (154), В. П. Рыжова (166) и др.
Психолого-педагогические проблемы информатизации и компьютеризации образования исследуют JI. П. Гурьева (63), О. В. Долженко и В. А. Шатуновский (70), А. Е. Сережкина (177), Н. В. Серкова (178), В. А. Терехин (204) и др.
Проблемы гуманитаризации высшего образования рассматривают К. Я. Вазина (31), Л. А. Вербицкая (36), В. С. Диев (69), Ю. М. Зыбарев (88), М. С. Каган (94), И. В. Клюева (101, 102), М. В. Шманова (238) и др.
Несмотря на довольно обширную литературу, многие проблемы концептуального осмысления динамики развития современного информационного общества, прежде всего, формирование его культуры, остаются недостаточно разработанными. Этим обстоятельством и был обусловлен выбор проблемного поля, объекта и предмета исследования.
В качестве исходной гипотезы принято предположение о том, что информационному обществу соответствует принципиально новый тип культуры, доминантой (ядром) которой является информационная культура, понимаемая не в узком - технократическом или информационно-технологическом, а в широком - культурологическом значении. Детерминирующую роль в формировании информационной культуры в современной России играет образование (прежде всего, высшее) в неразрывном единстве и сбалансированности его технико-технологических и гуманитарных аспектов.
Объект исследования - информационное общество как культурный феномен.
Предмет исследования - формирование культуры информационного общества в современной России.
Источниковую базу исследования составили:
• работы теоретиков «информационного общества»: Д. Белла, 3. Бжезинского, П. Дракера, Г. Канна, М. Кастельса, М. Маюиоэна, Е. Масуды, Э. Тоффлера;
• произведения отечественных авторов по различным аспектам про' цессов информатизации, компьютеризации общества, формирования информационной культуры;
• официальные (опубликованные и неопубликованные) документы различного уровня (федерального, регионального, внутриведомственного), касающиеся вопросов формирования информационной культуры в высшем образовании современной России;
• образовательный процесс в Мордовском государственном университете имени Н. П. Огарева в 2001—2006 гг.
Целью настоящего исследования является культурологический анализ процесса формирования культуры информационного общества в современной России, в результате которого концептуализируются его доминанты и основные детерминанты.
В соответствии с целью в диссертации ставятся следующие задачи:
• проанализировать составг понятийно-терминологического^ обеспечения проблемы исследования: раскрыть сущность и содержание понятий «информация», «информатизация», «компьютеризация»;
• выделить основные этапы формирования концепции «информационного общества» в зарубежной науке, проследить эволюцию его куль? турологическои характеристики;
• представить характеристику современных отечественных концепций информационной культуры;
• определить роль университетского образования в процессе формирования информационной культуры личности;
• проанализировать особенности формирования информационной культуры личности в региональном российском университете (на материале Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева).
Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта, целью и задачами работы. Оно осуществляется на междисциплинарном уровне, на стыке истории и теории культуры, куль-турфилософии, социальной теории с привлечением данных из области педагогики, психологии, философии образования, естественных и технических дисциплин. Особое значение для реализации цели диссертации имеет комплексный интегративный подход. При решении конкретных задач автор использовал следующие методы гуманитарных наук:
• сравнительно-исторический метод (рассмотрение различных этапов становления концепции информационного общества);
• метод интерпретации (анализ текстов зарубежных идеологов информационного общества, отечественных авторов);
• метод логической реконструкции (анализ проблем формирования информационной культуры);
• эмпирические методы (сбор данных о развитии технико-технологической составляющей формирования информационной культуры в Мордовском госуниверситете; анкетирование, беседы, педагогическое наблюдение).
Научная новизна работы. Представлен культурологический анализ проблемы формирования культуры информационного общества в современной России; выделены основные этапы формирования концепции «информационного общества» в зарубежной науке, прослежена эволюция его культурологической характеристики; типологизированы современные отечественные концепции информационной культуры; определена роль университетского образования в процессе формирования информационной культуры личности; проанализированы особенности формирования информационной культуры личности регионально российского университета (на материале Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева).
Результаты проведенного исследования содержательно выражены в следующих основных положениях, выносимых на.защиту:
1. На разных этапах формирования концепции «информационного общества» акцентируются следующие его культурологические характеристики: Первый этап4 (конец 1950-х начало 1970-х гг.): усиление роли масс-медиа; переход от индустриального к сервисному обществу; решающее значение теоретического знания; размыкание между культурой-и социальной структурой; распространение «ощущаемого искусства», формирование «мозаичной культуры», становление образа «глобального метрополиса»; фрагментизация общественной- жизни, несмотря на тенденции; к глобальной интеграции, прерывание традиций, формирование нового глобального видения-мира. Второй этап (конец 1970-х — начало 1980-х гг.): выдвижение в качестве важнейшей ценности времени, возрастание значимости культурного досуга; демассифи-кация «массового сознания»;: формирование: «блип»-культуры. Третий этап (рубеж 1980-90-х гг.): формирование новой системы; ценностей современного человека, трансформация национального государствам под воздействием процессов глобализации; становление «сетевого общества».
2. Доминантой (ядром) культуры информационного общества является информационная культура, в современных отечественных концепциях которой выделяются три подхода: а) технократический, сужающий ее до рамок медийной;компетентности, критериями, которой являются-конкретные навыки, nor использованию технических: устройств;,, б) информационно-технологический, подразумевающий- совокупносгазнаний;. умений и навыков поиска, отбора, анализа информации; в) культурологический, включающий в себя, помимо названных, обеспечение целостного видения; мира, прогнозирование последствий^ принимаемых решений, акцентирующий следующие принципы: аксиологический, деятельностный, историзма, коммуникативности.
3. К числу основных «издержек» разрыва между гуманитарными и технико-технологическими: составляющими информационной культуры личности относятся: превращение субъекта культуры в «человека массы», ориентированного на потребление, формирование стереотипного образа жизни, стандартизация материальных и духовных потребностей; изменение психологии (заглушение эмоциональной стороны психики; замена общения людей обменом информацией партнеров; столкновение с виртуальной реальностью, где трудно различимы иллюзия и действительность); противоречие между потоками информации и ограниченными возможностями человека по ее восприятию; замена живой эмоциональной речи жестким прагматизмом; неблагоприятное влияние техники на экологию, право на труд и социальную защиту; формирование новых форм культурной агрессии со стороны наиболее развитых стран в отношении менее развитых.
4. Детерминантами процесса формирования культуры информационного общества являются гуманитарные компоненты информационной культуры: мировоззренческий (система взглядов человека на мир информации и свое место в нем: убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности); познавательно-интеллектуальный (компетентность в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления); прогностический (предвидение последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в обновляющихся информационных условиях); правовой (знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с информационными ресурсами); экологический (культура экологической деятельности, экология! культуры и человека в' информационном обществе); аксиологический (принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности); коммуникативно-этический (культура общения и сотрудничества в области информационных контактов, нравственное поведение в сфере информационных отношений).
5. Основным компонентом формирования информационной культуры личности в региональном российском университете является ее технико-технологическая база (аппаратно-программные средства, телекоммуникационная инфраструктура, информационные образовательные ресурсы, организационная инфраструктура, медийная компетентность обучающих и обучаемых). Недостаток гуманитарной составляющей проявляется в сужении возможности самостоятельной творческой работы студентов, часто использующих готовые материалы из Интернет-ресурсов; в усвоении студентами западных культурных паттернов, в результате чего ограничивается их представление о культурном многообразии мира, утрачивается собственная культурная идентификация.
Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивают: методологическая обоснованность исходных теоретических положений; необходимый объем выборки; адекватность методов исследования его целям и задачам; разнообразие методов исследования.
Практическая значимость исследования. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации в общих и специальных курсах по культурологии, истории и теории культуры, философии, информатике.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 9 научных работ. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования излагались в публикациях и выступлениях на Международной конференции (Москва, 2004), Всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, на Огаревских чтениях, конференциях молодых ученых (Саранск, 2003-2006).

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 164 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031