Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Финансово-правовое регулирование венчурного инвестирования в Российской Федерации. Кулиев, Руфат Пашаевич бесплатно
9:58 PM
Скачать Финансово-правовое регулирование венчурного инвестирования в Российской Федерации. Кулиев, Руфат Пашаевич бесплатно
Финансово-правовое регулирование венчурного инвестирования в Российской Федерации

Диссертация

Автор: Кулиев, Руфат Пашаевич

Название: Финансово-правовое регулирование венчурного инвестирования в Российской Федерации

Справка: Кулиев, Руфат Пашаевич. Финансово-правовое регулирование венчурного инвестирования в Российской Федерации : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.14 / Кулиев Руфат Пашаевич; [Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ] - Москва, 2010 - Количество страниц: 221 с. Москва, 2010 221 c. :

Объем: 221 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
Глава I ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
11 Сущность венчурной деятельности, финансирования Особенности финансово-правового регулирования
12 Развитие законодательства, регулирующего венчурное инвестирование в Российской Федерации
13 Международный опыт финансово-правового регулирования венчурного инвестирования
Глава II ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕНЧУРНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 Финансово-правовое регулирование венчурных фондов в Российской Федерации
22 Налоговое регулирование венчурных фондов в Российской Федерации
Глава III ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ - СУБЪЕКТОВ ВЕНЧУРНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
31 Финансово-правовое регулирование малых и средних предприятий при венчурном инвестировании в Российской Федерации
32 Налоговые льготы и правовые преференции для малых и средних предприятий в Российской Федерации
33 Разработка типовых правил доверительного управления венчурным фондом

Введение:

Актуальность темы исследования. Органы государственной власти большинства экономически развитых стран признают, что индустрия прямого и венчурного капитала, занимающая важную позицию в комплексе мер по достижению социально-экономического роста, инновационного развития и конкурентоспособности, глубоко интегрирована в финансовую среду, промышленно-производственный сектор, национальную инновационную систему. Она в полной мере зависит от нормативного и правого поля, уровня культуры корпоративного управления, предпринимательской активности.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года1 отмечено, что важнейшей целью государственной политики в области развития инновационной системы является создание государственных или государственно-частных фондов прямых инвестиций для повышения капитализации высокотехнологичных компаний, инвестирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса посредством венчурного финансирования. Государственный финансовый контроль венчурной деятельности должен быть направлен на поддержание в индустрии прямых венчурных инвестиций равных возможностей и условий для честной конкуренции с другими институциональными инвесторами, занятыми в той же экономической сфере.
В настоящее время в Российской Федерации венчурная деятельность, отражая динамику современных экономических процессов, обладая рядом особенностей (инвестиционная, высоко рисковая и т.д.), регулируется комплексом законодательных норм, таких как Федеральный
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020» № 1662-р от 17 ноября 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №51. Ст. 2732. закон «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г., Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» № 39-Ф3 от 22 апреля 1996 г., Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. и др.
За прошедшие годы в Российской Федерации проведена достаточно большая работа по совершенствованию правового регулирования венчурного инвестирования. Так, на законодательном уровне приняты значительные изменения и дополнения в Федеральный закон «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г., существенно облегчающие развитие венчурного предпринимательства в Российской Федерации, способствующие созданию малых инновационных предприятий при бюджетных учреждениях науки и образования, легализующие заключение акционерных соглашений в стране и др. Также появилась возможность неполной оплаты инвестиционных паев, введен институт квалифицированных инвесторов, изменился состав и структура активов венчурных фондов и т.д.
Вместе с тем, одной из основных проблем финансово-правового регулирования венчурной деятельности в Российской Федерации является неэффективное сочетание целей государства и частного сектора при инвестировании наукоемких высокотехнологичных производств, технологий, способствующее финансовому оттоку за рубеж.
Важность в современных экономических условиях венчурного финансирования в Российской Федерации, низкий уровень инновационной активности венчурных фондов, отечественных предприятий ставят задачи поиска более совершенных организационно-правовых форм венчурных фондов и управляющих компаний, принятия юридических норм, обеспечивающих частному сектору должную степень компенсации рисков венчурного инвестирования, и обуславливают выбор темы настоящего исследования.
Степень разработанности темы исследования. Теоретическую основу диссертационного исследования составили работы отечественных правоведов по теории и истории государства и права, административному праву, конституционному праву, финансовому праву. Это, в частности, работы И.Н.Барцица, А.В.Васильева, В.В.Витрянского, В.Г.Вишнякова, Г.А.Гаджиева, О.Н.Горбуновой, Е.Ю.Грачевой, В.З.Карданова, Д.А.Ковачева, С.И.Носова, А.С.Пиголкина, В.А.Прокошина, Т.С.Румянцева, Ю.А.Тихомирова, Г.П.Толстопятенко, О.И.Чистякова и др.
Проблемам финансово-правового регулирования деятельности инвестиционных фондов, управляющих компаний посвящены работы таких отечественных ученых, как А.Е. Абрамов, У.А. Евстратова, П.Г. Гулькин А.В. Макаров, А.А. Прокудин и др. В них рассматриваются вопросы структуры инвестиционных фондов, состава их активов, государственного финансового контроля. Исследования A.M. Фоломьева, М. Нойберта, А.Т. Каржаува и др., характеризующие венчурное финансирование как особую форму инвестиций, его развитие и интегрирование во внутреннюю экономику Российской Федерации, помогли автору объективно отразить существующие и складывающиеся экономические отношения при ее правовом регулировании.
Правовому регулированию деятельности малых и средних предприятий различных организационно-правовых форм особое внимание уделяли такие отечественные ученые, как М.И. Бунчук, Е.П. Губин, Э.А. Иванова, П.Г. Лахно и др. Однако проблемам, связанным с правовыми преференциями для малого и среднего бизнеса в целях стимулирования их развития, повышением эффективности инвестиционной деятельности венчурных фондов, уделено недостаточно внимания.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в сфере правового регулирования венчурных фондов, управляющих компаний, малых и средних предприятий -субъектов венчурного инвестирования.
Предметом исследования являются правовые нормы, практика их реализации, положения, регулирующие венчурное инвестирование в Российской Федерации.
Цель исследования - комплексный анализ проблем финансово-правового регулирования венчурного инвестирования в Российской Федерации; разработка предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.
Достижение поставленной цели потребовало решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:
• выявить сущность венчурного финансирования и особенности его правового регулирования в Российской Федерации;
• выделить и проанализировать этапы формирования правовых основ венчурного финансирования в Российской Федерации;
• проанализировать зарубежный опыт совершенствования законодательства в сфере венчурного инвестирования;
• выявить особенности финансово-правового, налогового регулирования деятельности венчурных фондов в Российской Федерации;
• проанализировать финансово-правовое, налоговое регулирование малых и средних предприятий - субъектов венчурного инвестирования;
• разработать меры по совершенствованию законодательства в области венчурного инвестирования в Российской Федерации.
Методологической основой исследования явились исторический, системный и целевой подходы, формально-юридический анализ правовых актов различной юридической силы, судебной практики. Большое значение для формирования предложений по совершенствованию законодательства имел комплексный сравнительноправовой анализ, позволяющий видеть исследуемое правовое поле в его единстве.
Нормативную базу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законодательство зарубежных стран.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является комплексным и системным анализом проблем финансово-правового регулирования венчурного инвестирования в Российской Федерации, с учетом особенностей реализации Федерального закона «Об инвестиционных фондах» № 156-ФЗ от 29 ноября 2001 г., Федерального закона «О рынке ценных бумаг» № 39-Ф3 от 22 апреля 1996 г., Федерального закона «Об акционерных обществах» № 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. и т.д., нормативных актов Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации, а также международной практики.
Автором диссертационного исследования:
• предложены уточненные с позиции науки финансового права определения ряда ключевых понятий в области финансово-правового регулирования венчурной деятельности и венчурного инвестирования;
• выделены этапы развития отечественного законодательства о финансово-правовом регулировании венчурного инвестирования;
• предложены и обоснованы практические меры по совершенствованию финансово-правового регулирования венчурного инвестирования в Российской Федерации.
Результатом проведенного исследования являются следующие новые, обладающие элементами научной новизны основные выводы и положения, выносимые на защиту:
1. Выдвинут и обоснован вывод о том, что деятельность венчурных фондов как особой формы инвестиционных фондов (не являющихся юридическим лицом - от их имени действуют управляющие компании), регламентируется сложной системной совокупностью норм, включающей в себя нормы финансового, налогового, административного, частично -гражданского, а также иных отраслей права, в структуре которой существенно превалируют именно финансово-правовые нормы, что, учитывая также и определенную специфику метода финансово-правового регулирования в исследуемой области, дает основание диссертанту говорить о наличии самостоятельного финансово-правового института венчурной деятельности в отрасли финансового права.
Выявлены и обоснованы место и значение венчурной деятельности, включая венчурное инвестирование и деятельность венчурных фондов, в структуре предмета финансового права, характеризующегося в настоящее время существенной динамикой, тенденцией расширения и усложнения в сравнении с предметными областями иных отраслей права.
2. Сформулирован вывод о значении развития финансово-правового регулирования венчурного инвестирования как важнейшего источника и потенциала развития внебюджетного финансирования: научных исследований, включая фундаментальные; прикладных разработок и иных направлений инновационной деятельности для реализации поставленной руководством Российской Федерации цели технологической модернизации отечественной экономики.
3. В целях повышения эффективности, научной обоснованности и финансовой рациональности нормативного регулирования финансовых правоотношений в исследуемой области сформулирована, теоретически обоснована авторская концепция особенностей и структуры финансово-правового регулирования венчурного инвестирования.
В авторской концепции под венчурным инвестированием предлагается понимать безвозмездное и безвозвратное предоставление венчурного капитала на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, деятельность которых соответствует одному или нескольким приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, устанавливаемых Президентом Российской Федерации в целях массового производства инновационного продукта. Венчурная деятельность — это создание и управление венчурными фондами, венчурными компаниями, формируемыми в одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм с целью финансирования работ по внедрению и коммерческой реализации инноваций.
Диссертантом определена область деятельности, на обеспечение которой направлено венчурное инвестирование, включающая в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы по созданию новой или усовершенствованной продукции, технологического процесса, предназначенных для практического использования; проведение патентно-лицензионных исследований; технологическое переоснащение и подготовку производства; осуществление испытаний новых процессов, технологий, продуктов и т.д.
4. На основе исследования международного опыта и практических рекомендаций Европейской ассоциации по прямому и венчурному инвестированию диссертантом определены особенности финансово-правового регулирования венчурного инвестирования. А именно: отсутствие детальной регламентации; приоритетность инвестирования малых и средних предприятий; ограниченная по срокам деятельность венчурных институтов; регламентация функций частных управляющих компаний венчурными институтами в случае участия государства в формировании венчурных фондов; установление минимального предельного размера капитала венчурного института; уведомительная процедура государственной регистрации венчурных институтов; предоставление налоговых льгот и преференций, стимулирующих венчурные вложения и привлечение средств в венчурные институты.
5. Диссертантом предложены следующие основные направления совершенствования законодательства в Российской Федерации:
• в сфере финансово-правового регулирования венчурных фондов -установление минимальных стандартов венчурного инвестирования в Российской Федерации с учетом сложившихся экономических условий (состав и структура активов, минимальный капитал, перечень допустимых и недопустимых сделок, типовые правила доверительного управления);
• в сфере налогового регулирования венчурных фондов - в определении налоговой базы по налогу на прибыль для венчурных фондов, не относящихся к имущественным комплексам, формируемым на основании специального договора; в предусмотрении специального режима налогообложения выплат по заработной плате в компаниях, профессионально занимающихся управлением венчурными фондами; в разработке налоговых стимулов для промышленных корпораций, вкладывающих средства в венчурные фонды, осуществляющие инвестиции по основному профилю деятельности промышленных корпораций;
• в сфере налоговых льгот и преференций для малых и средних предприятий - по НДС при реализации новых видов продукции; по страховым взносам для малых и средних инновационных предприятий; по налогу на имущество организации в отношении нового оборудования, используемого в производстве наукоемких видов продукции; льготы по земельному налогу для научных организаций и инновационных предприятий; увеличении «амортизационной премии» для малого и среднего инновационного бизнеса; освобождении от обложения налогом на прибыль доходов от операций по реализации исключительных прав; дополнительные преференции для инновационных предприятий при постановке на учет и ежегодном учете интеллектуальной собственности, являющейся базисом инноваций; субсидии на уплату процентов по банковским кредитам, направленных на приобретение нового технологического оборудования и создание современных производственных мощностей.
6. Диссертантом разработаны типовые правила доверительного управления закрытыми паевыми инвестиционными фондами особо рисковых (венчурных) инвестиций, в которых закрепляются приоритеты при принятии решений по венчурному инвестированию; вводится и определяется понятие «инновационная компания»; «ранняя» и «посевная» стадии развития инновационной компании; условия инвестирования средств венчурного фонда в инновационные компании; состав и структура активов фонда.
Теоретическая значимость настоящей работы обусловлена тем, что содержащиеся в ней положения и выводы могут служить материалом для дальнейших исследований правовых проблем финансового регулирования венчурных инвестиций. Выдвинутые теоретические положения и сформулированные на их основе практические предложения могут быть использованы в процессе подготовки и совершенствования нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере общественных отношений. Основные положения диссертации могут также применяться в учебном процессе при изучении ряда юридических и экономических дисциплин, курсах повышения квалификации и т.д.
Практическая значимость исследования заключается в разработке предложений, направленных на совершенствование деятельности финансовых институтов развития, а также на повышение эффективности финансово-правового регулирования венчурного инвестирования в Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы в ведомственной, нормотворческой деятельности, а также учебно-методической работе заинтересованных структурных подразделений Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации.
Апробация результатов исследования происходила в форме обсуждения полученных результатов на кафедре государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации», научно-практических конференциях и семинарах, подготовки научных публикаций, внедрения соответствующих научных разработок в учебный процесс.
Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: «Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации» (Москва, 2008); «Проблемы, перспективы и пути обеспечения национальной безопасности в условиях глобального кризиса» (Москва, 2009).
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, восьми параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 211 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031