Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Феномен предательства в русской культуре. Безсолицина, Татьяна Викторовна бесплатно
9:19 PM
Скачать Феномен предательства в русской культуре. Безсолицина, Татьяна Викторовна бесплатно

Феномен предательства в русской культуре

Диссертация

Автор: Безсолицина, Татьяна Викторовна

Название: Феномен предательства в русской культуре

Справка: Безсолицина, Татьяна Викторовна. Феномен предательства в русской культуре : диссертация кандидата философских наук : 24.00.01 / Безсолицина Татьяна Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т] Санкт-Петербург, 2008 179 c. : 61 09-9/86

Объем: 179 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2008


Содержание:

Введение
Глава 1 Понятие предательства: опыт дефинициадии
11 Этический аспект
12 Социально-политический аспект
13 Экзистенциальный аспект
Глава 2 Формирование и эволюция русского концепта предательства
21 Право сильного
22 Легализация права сильного
23 Государственная легитимация права сильного
24 Интеграция исторических форм предательства: советский период
Глава 3 Отражение представлений о предательстве и предателях в художественных произведениях
31 Предатель и предательство: этическая нейтральность
32 Идеологическая ангажированность трактовки предательства
33 Советская модель предателя и предательства: утверждение и дискредитация

Введение:

В XXI веке проблема изучения и исследования культуры России стала одним из ключевых моментов в вопросе современного I национального самопознания и самоосознания. От того, насколько глубоко каждый россиянин связан с культурно-историческими корнями прошлого страны, зависит культурное и, следовательно, социальное, политическое и экономическое направление развития России, вопрос ее культурного выживания в настоящем и будущем. В культурной истории России последних двух столетий присутствовала тенденция поставить под сомнение господствующие формы нравственности, развенчать абсолютные моральные установки, узаконенные многовековыми культурными традициями русского прошлого. Русский культурный нигилизм XIX и XX веков, провозглашая безусловный принцип терпимости в морали, теоретически оправдал всякое социальное зло. Следствием подобного отношения к важнейшим категориям человеческих ценностей явился нравственный релятивизм последнего десятилетия XX века, который привел к деградации и разрушению существовавших нравственных основ общества. Разрушение гражданских добродетелей привело к пренебрежительному, невнимательному отношению к культуре России, а иногда и к отрицанию ее, такой важной проблеме в культурно-историческом развитии страны как проблема предательства, уделялось недостаточное внимание. Современные попытки влияния государственной власти на патриотическое и гражданское воспитание молодежи через средства массовой информации воспринимаются с усмешкой. Назрела необходимость позитивного исследования сути русских культурных и гражданских добродетелей
• преданности, верности родине, существующему строю, гордости за все развитие исторической русской культуры как в ее позитивные, так и в негативные периоды. Таким образом, актуальность темы исследования определяется сложившейся общественно-культурной ситуацией в России, активизацией культурно-патриотического воспитания, новым пониманием чувства национального достоинства и русской культурной гордости.
Степень изученности проблемы. Исследование и оценка понятия предательства в русской культуре проводились некоторыми философами. Специальных исследований динамики формирования понятия предательства в ментальных установках как древнерусского, так и современного российского общества не проводилось. Верность и преданность, как категории морали, довольно трудно поддаются описанию и традиционно соотносятся с категориями достоинства и благородства. Остроухов В.В. в своих работах, посвященных истории культуры древнерусского общества, обращает наше внимание на то, что необходимо зафиксировать историческую относительность моральных ценностей, то есть отношение к предательству чужих интересов, в каждый период русской культурной истории. Гумилев А.Н. в работе «Этногенез и биосфера земли» подчеркивает, что представители давно существующего великорусского этноса изменяли свое отношение к проблеме предательства интересов более слабого на протяжении последних веков русской культуры и при этом оставались такими же русскими, нашими предками. По мнению Назарова М., особенности русского этического, нравственного и культурно-исторического отношения к проблеме предательства в русской культуре определяются в контексте замысла Божьего о России, что отражено в словах, поступках и трудах русских святых, богословов, философах и писателях. Национальный русский идеал преданности, верности выражен на духовном уровне - это идеал святости, отмеченный духовными подвигами, которые образуют непрерывно нарастающее ядро духовной реальности. По мнению Соловьева B.C., когда русский народ в определенные культурные периоды своей истории был предан замыслу Божьему о себе, то история его развивалась как закон жизни, когда же русский народ предавал свою культуру, то жизнь его развивалась по законам смерти. Таким образом, рассуждает Соловьев B.C., следование христианским идеалам в русской культуре давало положительное содержание русской истории, отпадение от этих идеалов - предательство интересов христианской русской культуры - приносило в русскую культурную историю страдание и смерть. В своих работах Флоренский П.А. пишет, что проблема предательства зарождается в каждом человеке, когда он позволяет себе «переступить черту» Божьего закона, совершить внутренний грех, предать самого себя, пусть даже это предательство публично будет не обнаружено. Во взаимоотношениях же людей, по мнению Флоренского П. все возникает и все уничтожается благодаря вражде, то есть благодаря разному пониманию проблемы предательства и проблемы зла. Вражда - это разная правда в оценке предательства чужих интересов. В своих работах Розанов В.В. пишет, что с великих измен начинаются великие возрождения и тот, кто насаждает истинно новый сад, кто предает, предательствует старый, осевший, увядший сад, тот изменяет всю существующую традицию и насаждает новую. Философы-эммигранты 20 века И.А.Ильин,
A.А.Кизеветтер, Е.В.Спекторский, П.Н.Милюков, И.Л.Солоневич,
B.К.Егоров во всех своих работах обязательно затрагивали тему верности и преданности родине. О культурно-исторических тенденциях в представлении вопроса предательства рассуждали в философских работах Ю.Крижанич, Казимир Валишевский,
Е.Ф.Шмурло, Д.Н.Бантыш-Каменский, Н.М.Карамзин,
Н.И.Костомаров. Среди современных авторов проблеме предательства посвящены работы А.Г.Здравомыслова, историков
A.Драбкина, А.Уткина, О.Пленкова, а также В.Таннера, Э.Ганфштенгля, К.Г.Маннергейма. Целый блок этических работ, рассматривающих проблему предательства, был представлен
B.Янкелевичем, Дж. Э. Муром. Такая разносторонность и разноплановость мнений русских философов и писателей о проблеме предательства в русской культуре говорит о том, что эта проблема оставляет достаточный простор для дальнейшего исследования. Нам представляется, что комплексное рассмотрение проблемы предательства в русской культуре в социокультурном контексте даст более содержательное представление об исследуемой теме, сделает ее более объемной и содержательной, чем при исследовании в одной плоскости.
Целью данного исследования выявление особенностей формирования представления о предательстве в русской культур и укоренившихся в русской ментальности на протяжении IX - XX веков, отражение этих представлений в художественной практике. Достижение поставленной дели предполагает решение следующих задач:
• проведение анализа представления о предательстве в древнерусском обществе, основанном на позиции сильного, используя литературные и церковные памятники культуры, художественные произведения русских классиков
• выявление составляющих концепции предательства, созданной в русской культуре Иваном Грозным
• отображения особенности развития, становления и взаимосвязи понятия предательства с развитием, становлением и проникновением государственности в русскую культуру в период правления Петра 1
• проанализировать и сравнить представление понятия предательства в русской церковной литературе и в современных средствах массовой информации
• показать концепцию предательства интересов государства, созданную в советский культурный период на основе советских литературных, художественных, музыкальных и документальных произведений
Выбор источников диктовался самой постановкой исследовательской проблемы. Работа с источниками потребовала широкого привлечения справочной литературы. Таким образом, источниковедческую базу диссертационной работы составляют следующие группы материалов : 1) философские произведения русских авторов И.А.Ильина, В.В.Розанова, П.А.Флоренского, Бердяева Н.А., Егорова В.К., Толстого Л.Н., Янкелевича В., Михайлова Ф.Т., Можайсковой И.В. 2) философские произведения зарубежных авторов Макьявелли Н., Монтеня М.Э., Мура Дж.Э., Лакруа Ж., Лейбница Г.В., Менегетти Антонио, Рассела Б. 3) труды по культуре и истории древней и современной России русских авторов Соловьева С.М., Лаппо-Данилевского А.С., Анисимова Е.В., Костомарова Н.И., Шмурло Е.Ф., Валишевского К., Хачатурова Р.Л., Крижанича Ю., Пушкарева Л.Н., Калугина В.В., Остроухова В.В., Скрынникова Р.Г., Горского А.А., Гарина И.И., Гернета М.Н., Жидкова B.C., Ломоносова М.В., Солоневича И.Л. 4) историографический опыт позволяет сделать вывод о необходимости и возможности изучения мемуарной литературы, где большинство авторов обращается к русской истории и русскому национальному характеру. Это мемуары Антрушина А., Пленкова О.Ю., Толивера Р.Ф., Чуева С., Уткина А.И., Красковой B.C.,
Маннергейма К.Г., Соколова К.Г. 5) научные издания Гумилева Л.Н., Калугина В.К., Игнатовой В.А., Труайя А., Звягинцева А.Г., Орлова Ю.Г. 6) художественные произведения Пушкина А.С., Карамзина Н., Полевого В., Некрасова В.П., Солженицина А.И., Саянова В. 7) юридическая и правовая литература, материалы Международных конференций периода Великой Отечественной войны
Методология исследования. Методологической основой работы является комплекс методов: философский анализ позволил сформулировать теоретические обоснования в описании составляющих концептов предательства, при исследовании культурно исторического становления и развития понятия предательства в русской культуре используется историко-компаративный метод, метод сравнительного анализа позволил выявить различия в концепциях предательства, созданных в разные культурные эпохи становления российской государственности. Также в процессе исследования используются такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, анализ, синтез и сравнение. В решении конкретных задач исследования использованы традиционные принципы историзма и объективности.
Научная новизна работы состоит прежде всего в постановке самого вопроса о представлении проблемы предательства в русской культуре в широко охваченных хронологических рамках - с IX века по XX век включительно. Географические рамки исследования ограничены территорией СССР. В проведенном исследовании научная новизна подтверждается тем, что:
• представлены и проанализированы философские, культурные и литературные материалы, культурно-исторические памятники, посвященные представлению о предательстве в русской культуре IX - XX веков
• исследованы варианты представления о предательстве в русской культуре, подкрепленные совокупностью философских, культурологических, социологических и психологических точек зрения
• проанализирована зависимость восприятия предательства от конкретных культурно-исторических ситуаций
• выделены этапы формирования четырех концептов предательства и прослежена динамика появления и становления понятия предательства в русской культуре
• выявлена зависимость между укреплением и расширением государственности и содержанием понятия предательства в русской культуре
• определены составные части четырех концептов предательства, выявлена их абсолютная внутренняя взаимосвязь
• исследованы произведения искусства и художественная практика по теме
На защиту выносятся следующие положения:
1. В древней языческой Руси убеждение действовать силой было возведено в право, а такая категория, как предательство, предполагает регламентированность, которая в древней Руси не была жесткой, древнерусское население в своем поведении опирались больше на естественность и непосредственность.
2. Первые признаки еще не сформулированного, но уже негласно определенного "изменничества" или "предательства", приносящем ущерб христианской вере или русской земле стали зарождаться на Руси только спустя два века после принятия христианства - в XII веке - но относились они не ко внутренним взаимоотношениям, а к внешним - к взаимоотношениям враждующих между собой князей с иноземцами. Это был период, когда в своих междоусобных распрях князья призывали на помощь чужеземцев, в частности, половцев1.
3. В правление Ивана Грозного произошло выделение первого и единственного сильнейшего, который стал идентифицировать себя с государством. Основываясь на этом, Иван Грозный создал законченную концепцию самодержавной монархии и законченную концепцию предательства государственных интересов в русской культуре. В правление Ивана Грозного в России начали регламентироваться внутренние отношения, были даны определения преступным действиям, которые расценивались, как наносящие ущерб интересам государства.
4. В дальнейшем в русской культуре концепт предательства сохранился в варианте расширенном и утвержденном Петром 1 -слабый, не умеющий утвердить свою волю силой ума или физической силой оказывался предателем интересов того, кто перехватил инициативу.
5. В XX веке, в советский культурный период, произошла замена воли единоличного правителя на волю и культуру захватившей власть одной партии, от имени которой выступал выбранный представитель, культурная историческая русская концепция единоличной власти и предательства интересов государства стала преподноситься как концепция однопартийной власти и предательства интересов партии.
Теоретическая значимость данного диссертационного исследования состоит в обосновании необходимости формирования на основе русских культурных, художественных, музыкальных, литературных памятниках нематериальных ценностей в русской ментальности и культуре, опирающихся на культурно-социальные и
1 Печенеги, торки, половцы - племена ныне вымершие, а в указанное время распологавшиеся в Малой Азии и на Балканском полуострове - прим. Авт. философские исследования национально-культурной специфики феномена верности и преданности. Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем исследовании восприятия понятия предательства в современной культурной обстановке в России. Материалы диссертации могут быть также использованы в преподавании курсов культурологии, исторической психологии и спецкурсов. Выявленные механизмы формирования представления о проблеме предательства в русской культуре позволяют современному человеку корректировать воздействие на его собственное поведение, аппелируя не просто к идеологии или общественному мнению, а к представлению образа правдивого и честного человека в собственных глазах. Все это, возможно, будет способствовать возрождению феномена преданности и верности в современной России.
Аппробация исследования: Диссертация обсуждена на кафедре теоретической и прикладной культурологии факультета философии и политологии СПбГУ, одобрена и рекомендована к защите. Основные положения диссертационной работы обсуждены на теоретическом семинаре аспирантов кафедры теоретической и прикладной культурологии факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета. Также материалы диссертации были представлены 16-17 декабря 2002 года на Всероссийской научной конференции, проводимой Международной ассоциацией исторической психологии и посвященной мотивировке и мотивации поступков исторических персоналий, на ХУ1 Международной конференции 14-15 декабря 2004 года, посвященной художественной литературе как историко-психологическому источнику, в 2005 году в Петрозаводском государственном
Университете на 5-й Международной конференции, посвященной теоретическим и историко-культурным аспектам изменения идентичности в условиях Европейского Севера России, 16-17 мая 2005 года на ХУ11 Международной конференции в Санкт-Петербурге, посвященной проблемам исторической памяти в контексте социальной стратификации, 12-13 декабря 2005 года на ХУ111 Международную научную конференцию, посвященной поведению человека в экстремальных условиях.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 268 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031