Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 14 » Скачать Дискурс и экзистенция: иррациональное в социально-коммуникативном опыте человека. Николаева, Наталья Анатольевна бесплатно
11:24 PM
Скачать Дискурс и экзистенция: иррациональное в социально-коммуникативном опыте человека. Николаева, Наталья Анатольевна бесплатно
Дискурс и экзистенция: иррациональное в социально-коммуникативном опыте человека

Диссертация

Автор: Николаева, Наталья Анатольевна

Название: Дискурс и экзистенция: иррациональное в социально-коммуникативном опыте человека

Справка: Николаева, Наталья Анатольевна. Дискурс и экзистенция: иррациональное в социально-коммуникативном опыте человека : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 Казань, 2004 135 c. : 61 04-9/589

Объем: 135 стр.

Информация: Казань, 2004


Содержание:

Введениестр
Глава 1 Язык и мир человека (к онтологии языкового существования)стр fl Бытийные условия человеческого существования: неполнота и потребность в-Другом;стр 10
42- Язык в структуре бытия-друг-с-другом: понимание, слово и речьстр
43 Власть языка и субъективность: сознание, мышление, со-присутствиестр
44 Язык и конструирование социальных отношений: идеология и дискурсстр
Глава 2 Дискурс как «место» расщепления Другого дезинтегративная функция социально-коммуникативных практик)стр
21 Пространство символической борьбы: лингвистическая катастрофа, габитусстр
22 Дискурс как насилие Другого 1: лялязык желаниястр
23 Дискурс как насилие Другого 2: проблематика присвоениястр
24 Расщепленный субъект: торжество дискурсивной власти Другогостр
Глава 3 На краях дискурса: понимание, постижение и экзистенц-коммуникациястр
ЭЛ Эпистемологические и экзистенциальные аспекты проблематики понимания Другогостр
J2 Другой и Я: экзистенциальная перспективастр
33 Постижение и экзистенц-коммуникациястр
34 Рациональная обусловленность иррационального: забота о себе» и экзистенц-коммуникациястр

Введение:

Актуальность темы исследования. Предмет изучения настоящей работы в самом широком смысле может быть сформулирован следующим образом: это осмысление места понимания в сфере социального бытия человека^
Традиционно герменевтическая проблематика исследуется как вопрос о понимании смысла текста. Гораздо реже можно встретить работы, в которых данная проблематика обсуждается в связи с осмыслением повседневного общения человека как вопрос о понимании людьми друг друга. Между тем именно этот аспект межличностного понимания, стянутый в проблематику Другого, волновал мыслителей самого разного толка на протяжении всего XX века. Дискуссии, сконцентрированные вокруг осмысления Другого и Чужого, велись и ведутся не только на территории философии (М.Бубер, Э.Гуссерль, Ж.-П.Сартр, М.Мерло-Понти, Ж.Лакан, М.Бахтин, Э.Левинас, С.Жижек и др.), но и в пограничных с нею областях социальной теории (Ю.Хабермас, П.Бурдье, Э.Гидденс, З.Бауман и др.), социальной и культурной антропологии (К.Гиртц, К.Леви-Стросс, Дж.Клиффорд и др.), теоретической лингвистики и семиотики (Б.Гаспаров, Ю.Лотман, В.Иванов и др). Углубленный анализ проблематики понимания Другого представляется актуальным особенно сегодня на фоне постоянно расширяющейся зоны национально-этнических конфликтов, столкновений на религиозной и межконфессиональной почве.
В поисках теоретического решения проблемы понимания Другого в настоящее время можно выделить две стратегии (Б.Марков): во-первых, это стратегия универсализма, попытка найти единые основания различных индивидов и культур; во-вторых, это стратегия мультикультурализма, признающая абсолютное право человека или «чужой» культуры быть другими, ни на кого и ни на что не похожими, автономными и суверенными. Ни в коей мере не претендуя на окончательное решение дилеммы универсализма и мультикультурализма (затруднения, связанные с этими двумя подходами общеизвестны), отметим, что с нашей точки зрения опыт единения по крайней мере двух человеческих душ на общем для них основании, признающий и даже утверждающий при этом суверенность другого человека, все же возможен. Например, в опыте любви. Другими словами, строго теоретическое, удовлетворяющее всех, решение дилеммы универсализма и мультикультурализма, с нашей точки зрения невозможно, но зато вполне вероятен экзистенциально переживаемый опыт (той же любви), решающий указанную дилемму на индивидуальном уровне.
Проблема понимания ставилась и решалась в настоящем исследовании в духе экзистенциально-герменевтической традиции, базовой предпосылкой которой является допущение сообщества автономных индивидов, обладающих собственной точкой зрения и нравственной позицией.
Концептуально это означало для; нас введение в традиционную герменевтическую проблематику «язык - понимание» посредствующего звена-экзистенции. Таким образом, тематическое поле диссертации будет представлено в нашей работе: следующей триадой: язык — экзистенция — понимание. Что это означает?
Положение, согласно которому всякое понимание представляет собой проблему языковую, разворачивается как событие языка, не требует доказательств. Гораздо менее очевиден другой факт, отмеченный в свое время Г.-Г.Гадамером: «Я полагаю, утверждал философ, что не только процедура понимания людьми друг друга, но и процесс понимания вообще представляет собой событие языка - даже тогда, когда речь идет о внеязыковых феноменах или об умолкнувшем и застывшем в; буквах голосе - событие языка, свершающееся в том внутреннем диалоге души с самой собой, в котором Платон видел сущность мышления»1. Это означает, что язык укоренен не только на уровне тех или иных дискурсивных практик, но и на уровне экзистенции, глубинного, внутреннего, диалога человека с самим собой. Человек - существо тотально языковое. Даже «отказ языка служить нам; свидетельствует о его способности искать выражение для чего бы то ни было, a сама утрата дара речи есть уже некоторый вид речи; эта утрата не только не кладет конец говорению, но, напротив, позволяет ему осуществиться»2. Все это говорит о том, что в социально-коммуникативном опыте взаимодействия людей есть иррациональные, связанные с человеческой экзистенцией, языковые пласты, в которых человек интимно сопрягается с душой другого человека, сохраняя при этом нетронутой суверенность этой последней. Именно на уровне этих глубинно-экзистенциальных языковых пластов и вершится межличностное понимание как бы выбрасывающее экзистенции общающихся людей навстречу друг другу. В этом допущении и выстраивалась концептуальная основа диссертации. Сначала нам важно было показать, что язык укоренен в повседневной жизни человека, более того, он ее созидает и конструирует, маркируя возможность понимания. Затем нам требовалось показать, что язык в этой своей конструирующий жизненный; мир человека функции насильно ввергает нас в опыт негативной, деструктивной коммуникации (вспомним Л.Витгенштейна: «У нас в голове путаница л относительно того, что может быть сказано.» ). Но при всем этом понимание между людьми все же возможно, если только силы свои оно черпает в экзистенции и далее обнаруживает себя на уровне экзистенциальной речи -открытой другому, правдивой, наполненной «истиной душой» говорящего.
Характеристика современного состояния разработанности темы исследования. Данное исследование является междисциплинарным, поскольку охватывает широкий круг вопросов, относящихся сразу к нескольким дисциплинам:: социальной философии, социальной теории, теории коммуникации, лингвистике. Междисциплинарный статус исследования предполагает использование широкого тематического спектра специальной литературы.
Тема диссертации связана с рассмотрением целого комплекса проблем, касающихся определения природы и места понимания в социальном бытии человека, сущности дискурсивных практик и отношения к Другому, особенностей символической власти и экзистенц-коммуникации. Данные вопросы, по отдельности достаточно широко освящены в социально-философской и научной литературе.
В наиболее общем виде постановка проблемы понимания осуществлена в трудах западных исследователей М.Хайдеггера, Г.-Г.Гадамера, М. Мерло-Понти, X. Ортега-и-Гассет, П. Рикера и др. В этих работах рассматриваются проблемы теории и метода исследования понимания, а также раскрываются философские основания понимания^ как социального явления. Данною теме уделяется внимание и в отечественной философской и научной литературе. В работах В;Бибихина, С. Гусева, F. Тульчинского, В. Филатова, А. Никифорова, Н. Автономовой, В. Бабушкина, А. Величенко, А. Иванова, Д. Дорофеева, JI. Полякова и др. содержатся различные интерпретации феномена межличностного понимания.
Проблема бессознательного и неосознаваемого в языке и дискурсивных практиках также широко представлена в работах западных и отечественных исследователей М. Фуко, Ж. Лакана, Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Делеза, С. Жижека, А. Горных, И. Касавина, Б; Гаспарова, М. Рыклина, В. Руднева и др.
Вопросы, связанные с осмыслением Другого и символической власти, хорошо освещены в работах Ж. Лакана, С. Жижека, Ж.- П. Сартра, М. Бахтина, Ж. Отье-Ревю, Ж. Бодрийяра, Р. Салецл и др.
Экзистенциальные аспекты проблематики коммуникации выделяются в < работах М. Бахтина, М. Бубера, Э. Левинаса, В. Подороги, Э. Фромма, К. Ясперса, В. Франкла и др.
И все же, несмотря на внушительное количество, публикаций, посвященных очерченному кругу проблем, сохраняется необходимость их дальнейшей, разработки. И прежде всего это касается вопросов, связанных с осмыслением экзистенциальных факторов межличностного понимания, а также целостного анализа соотношения дискурсивного и экзистенциального в понимающем со-бытии людей.
Объект исследования: проблема понимания в структуре социально-коммуникативного опыта.
Предметом исследования: дискурсивные и экзистенциальные факторы межличностного понимания.
Цель настоящей работы: выявить дискурсивные и экзистенциальные условия понимания людьми друг друга в ситуациях повседневного коммуникативного взаимодействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие теоретические задачи:
1. Рассмотреть дискурсивные (языковые) факторы понимания в аспекте повседневного существования человека. Для этого:
• рассмотреть язык в структуре бытия-друг-с-другом;
• дать описание взаимодействия языка и субъективности;
• рассмотреть язык как один из механизмов конструирования социальных отношений.
2. Рассмотреть дискурс как «место» расщепления (дезинтеграции) Другого. Для этого:
• дать характеристику социального как пространства символической борьбы;
• рассмотреть дискурсивные практики как формы власти.
3. Рассмотреть экзистенциальные (иррациональные) факторы понимания людьми друг друга в контексте повседневного общения человека. Для этого:
• раскрыть особенности экзистенциальной коммуникации;
• дать характеристику понимания как постижения в контексте экзистенц-коммуникации.
Методологические основания исследования. В диссертации нашли применение методы и принципы философского анализа, разработанные в рамках экзистенциально-герменевтической (М.Хайдеггер, Г.-Г.Гадамер) и феноменологической (Э.Гуссерль) традиции. В разработке конкретных вопросов диссертационного исследования мы обращались: в характеристике онтологии языкового существования человека — к изысканиям М.Гаспарова; в рассмотрении вопросов о природе взаимоотношения языка и сознания - к работам американского философа Дж.Серля; в трактовке дискурса мы отталкивались от идей М.Фуко. Наша работа отмечена также влиянием идей и методологических разработок Э.Левинаса, Ж.Лакана, П.Бурдье и М.Бахтина.
Новизна и научная ценность исследования определяется как характером постановки, так и способом разрешения поставленных диссертантом задач, и заключается в том, что диссертационное исследование выделяет по существу новый аспект изучения проблемы понимания в социально-философской литературе: анализ иррациональных граней понимающего со-бытия людей.
К важным элементам содержания диссертации, доказывающим ее новизну и значимость, относятся также следующие положения:
1. Иррациональные аспекты языковой деятельности человека как необходимой «среды» понимания эксплицированы диссертантом на трех уровнях: 1) на уровне онтологии языкового существования, где язык проявляет себя в структурах бытия-друг-с-другом и бытия-с-самим-собой (субъективности); 2) на уровне дискурса в модусе социального бытия-друг-с-другом; 3) на уровне экзистенциального со-бытия человека.
2. Дано описание языка как антропологического опыта мира (концепция языкового существования человека), раскрывающего первичное нерациональное отношение человека к миру и другим людям. В этом случае появляется возможность «творческого» подхода к языку, который уделял бы особое внимание его иррациональным аспектам и интуитивной языковой деятельности человека.
3. Дана характеристика негативного опыта человеческой коммуникации, которая строится на формальном отношении к системе означивания, и выпадения из этого процесса сознающего и понимающего индивида. В этой связи рассматривался дискурс как иррациональная сила, подавляющая человека, структурирующая его образ мыслей и желаний в пространстве социального. Само же социальное трактовалось как пространство символической борьбы за власть.
4. Рассмотрены экзистенциальные условия понимания и выявлены особенности экзистенц-коммуникации, охватывающей собой пространство языка, в границах которой осуществляется языковое общение, а также личность участников и способ их существования в мире, являющейся условием специфически экзистенциальной формы понимания - постижения.
5. Установлено, что экзистенц-коммуникация, в отличие от обычной коммуникации, предполагает равноправие участников, устремленность к другому, сопереживание (вчувствование), ответственность, и, в конечном счете, со-бытие бытия (М.Бахтин). Все это можно также охарактеризовать как «истинное» говорение. В экзистенц-коммуникации, где общение происходит «лицом-к-лицу» (Э.Левинас), в переживании со-бытия бытия мы соприкасаемся с самыми глубинными слоями Другого и раскрываем себя. Здесь лик Другого не поддается ^ «обладанию». Такое языковое взаимодействие уже невозможно более свести к простой передачи информации, так как оно, затрагивая наши глубинные пласты, трансформирует нас самих,, изменяет в пределе к подлинному существованию, экзистенции.
6. Дана характеристика «заботы о себе» (концепции М.Фуко) в контексте проблематики экзистенц-коммуникации как рационального «выговаривания» иррациональных моментов экзистенц-коммуникации. Забота о себе - это проявление целеустремленности, в которой происходит формирование человеческой личности и особой, этической установки на коммуникацию. В истоках такого отношения лежит открытость к другому, правдивая речь, наполненная «истиной душой» говорящего, позволяющая ощутить собственное присутствие при разговоре*
Структура диссертации
Работа состоит из Введения, трех глав, каждая из которых разделена на 4 параграфа, и Заключения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 164 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031