Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Дидактические условия приобщения старшеклассников к информационному пространству как образовательному. Наумов, Алексей Иванович бесплатно
10:02 PM
Скачать Дидактические условия приобщения старшеклассников к информационному пространству как образовательному. Наумов, Алексей Иванович бесплатно
Дидактические условия приобщения старшеклассников к информационному пространству как образовательному

Диссертация

Автор: Наумов, Алексей Иванович

Название: Дидактические условия приобщения старшеклассников к информационному пространству как образовательному

Справка: Наумов, Алексей Иванович. Дидактические условия приобщения старшеклассников к информационному пространству как образовательному : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ижевск, 2006 190 c. : 61 06-13/2052

Объем: 190 стр.

Информация: Ижевск, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Педагогическая сущность этапа приобщения учащихся к информационным компьютерным технологиям (ИКТ)
11 Образовательные возможности, предлагаемые ИКТ
12 Необходимость этапа приобщения учащихся к использованию ИКТ для удовлетворения их образовательных потребностей
Выводы по главе
Глава 2 Дидактические условия приобщения учащихся к информационному пространству как образовательному
21 Дидактические условия психолого-педагогического плана
22 Дидактические условия организационного плана
23 Дидактические условия технического плана
Выводы по главе 2
Глава 3 Реализация дидактических условий в педагогическом эксперименте
31 Разработка педагогического инструментария на основе дидактических условий
32 Задачи и методика педагогического эксперимента
33 Экспериментальное обучение
34 Анализ результатов педагогического эксперимента
Выводы по главе 3

Введение:

В мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе. Сегодня потребность в специалистах, умеющих работать с динамичной информационной средой, превышает возможности образовательной системы их готовить. Это привело к тому, что образование стало рассматриваться в качестве важнейшего фактора экономического роста и социального развития стран, решения ряда глобальных проблем, связанных с выживанием человечества. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Существует необходимость создания условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий, освоения новейших средств информационных и телекоммуникационных технологий, а также создания системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения. Все "это является стратегическими задачами Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» и концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Согласно данной концепции, наивысшей ценностью провозглашается личность учащегося, его самобытность, самоценность, а каждому педагогу предоставляется возможность конструировать свой курс по собственному усмотрению, разрабатывать новые (обновлять старые) образовательные модели, внедрять их в процесс образования и т.д.
Информационное образовательное пространство - это новое, развернутое в «инфосферу» измерение образования, имеющее сложную инфраструктуру, которая, по мнению заместителя министра образования РФ Елены Чепурных, включает в себя:
• технические и технологические средства Интернета, компьютерных телекоммуникационных сетей (КТС) и средств мультимедиа,
• человеческие ресурсы, вовлеченные в образование и процессы информатизации образования,
• систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства новых информационных технологий и Интернет.
Требование сегодняшнего времени — максимально использовать образовательные ресурсы информационного образовательного пространства в учебном процессе.
В течение недолгой (не более 10 лет) истории образовательной деятельности с применением Интернет-технологий и компьютерных телекоммуникаций, она рассматривается российскими и зарубежными исследователями (Д.А. Богданова и A.A. Федосеев, И.А. Мизин, К.К. Колин, В.А. Извозчиков, A.A. Андреев, E.H. Ястребцева, Т. Glenn an, А. Melmed и др.), что обусловлено крайне динамичным развитием этой области деятельности. Анализ осуществляется с разных позиций и, в соответствие с целями анализа, классификация образовательной деятельности с использованием информационных компьютерных технологий проводится по различным основаниям, среди которых выделяются:
• регионально-государственную принадлежность организаций, ведущих дистанционную образовательную деятельность,
• уровень использования инструментальных возможностей Internet-технологий,
• уровень и тип образования, обеспечиваемый дистанционным путем.
Анализируя спектр практически осуществляемой образовательной деятельности с использованием информационных компьютерных технологий, нельзя не заметить наличие существенной составляющей этой деятельности, которая не укладывается в перечисленный выше перечень типов и уровней образовательных услуг, поскольку не обнаруживает признаков наличия законченной методической системы дистанционного обучения как такового и не имеет целью повышение формального образовательного статуса потребителя образовательной услуги. Между тем, деятельность этого типа со всей очевидностью ориентирована на поддержку общего среднего образования.
Во всех замеченных случаях целью такого взаимодействия является развитие учащихся. Можно выделить две модификации этой дистанционной деятельности:
• первая проводится без опоры на учителя (как на промежуточное звено) и состоит, как правило, во введении факультативных (дополнительных) занятий со «школьниками-индивидуалами». Примерами такой деятельности могут служить «Заочная математическая школа» - дистанционная работа со старшеклассниками [Соболев С.И.], «Научная лаборатория школьников» - на вопросы школьников отвечают ученые [Шелест В.И.];
• вторая проводится с участием, или даже с опорой на удаленного школьного учителя, предполагает создание творческих коллективов и может проходить в форме командных телекоммуникационных предметных олимпиад — «Роботландия» [Первин Ю.А., Скородумов В.Е.], групповых телекоммуникационных предметных викторин и олимпиад [Могилев A.B.], телекоммуникационных эвристических проектов [Хуторской A.B. 1998].
Следует особо подчеркнуть высокую степень востребованности дистанционной педагогической деятельности этого типа, ориентированной на поддержку межпредметных связей, развитие у школьников познавательного интереса, самостоятельного мышления, умений работать в команде, умений пользоваться ресурсами Глобальной сети, телекоммуникационной культуры общения.
Однако, при этом, возникают две основные проблемы.
Первая - это отсутствие достаточной технической базы в учебных заведениях, что отмечается многими педагогами (A.A. Андреев, А.Б. Баньжиминов, В.В. Марусин, Е.С. Полат, Э.Г. Скибицкий, A.B. Слуднов, Л.И.
Холина и другие) и вторая - связанное с этим незнание и невладение информационным образовательным пространством (В.В. Интерьерский, В.Н. Каптелишш, Е.Ю. Коммиссарова, Е.И. Машбиц). Так, на сайте Министерства образования РФ в аналитическом обзоре «Российское образование к 2001 году» говорится: «Как показывает практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Крайне медленно идет разработка русскоязычных образовательных ресурсов».
Таким образом, одной из актуальных задач современного информационного общества является модернизация образовательной системы, ее всеобщая информатизация, внедрение новой информационной культуры в структуры традиционного образования с целью перестройки и совершенствования этой сферы в пространстве вызовов новой информационной цивилизации.
Отсюда прослеживается необходимость быстро обучить школьников пользоваться новыми информационными технологиями и информационным образовательным пространством для удовлетворения существующих образовательных потребностей и формирование новых.
Это обусловило актуальность данного исследования.
Привлекательность образовательной деятельности с использованием информационных компьютерных технологий отражается:
• в скорости доступа к знаниям и дешевизне их получения, в концентрированном представлении знаний и мультидоступа к ним;
• в индивидуальном характере обучения и равных возможностях получения новейших знаний независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности учащегося;
• в конфиденциальности. Самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная обстановка.
В целом, анализ научных исследований показывает, что, несмотря на техническую привлекательность использования информационного образовательного пространства и значительное продвижение, наметившееся в последнее время в реализации различных компьютерных технологий обучения, потенциал образовательных ресурсов информационного образовательного пространства реализуется в учебно-воспитательном процессе крайне недостаточно.
Анализ этих положений позволяет сделать вывод о том, что для овладения новыми информационными технологиями и образовательными ресурсами информационного образовательного пространства требуется особый этап обучения. Цель этого обучения - освоить информационные компьютерные технологии для дальнейшего использования открываемых ими возможностей применения компьютерных телекоммуникационных сетей (КТС) и средств мультимедиа в образовательных целях, удовлетворения мотивов и образовательных потребностей учащихся.
Специфика обучения на этом этапе заключается в его промежуточном характере между освоением информационных компьютерных технологий и их использованием в информационном пространстве в образовательных целях.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность дидактических принципов процесса освоения информационного образовательного пространства обусловила выбор проблемы исследования, которая заключается в выявлении и реализации дидактических условий процесса приобщения учащихся к информационному пространству как образовательному на примере обучения учащихся старших классов английскому языку. Тема диссертационного исследования: «Дидактические условия приобщения учащихся старших классов к информационному пространству как образовательному».
Цель исследования состоит в выявлении, обосновании и реализации дидактических условий приобщения учащихся старших классов к информационному пространству как образовательному.
Объект исследования - процесс приобщения учащихся старших классов к информационному пространству как образовательному.
Предмет исследования - дидактические условия приобщения учащихся старших классов к информационному пространству как образовательному.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая гипотеза - использование информационного пространства как образовательного возможно, если выделить специальный этап приобщения учащихся старших классов к информационному пространству как образовательному, который будет успешным, если будут определены, разработаны и внедрены дидактические условия приобщения школьников к информационному пространству.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать российский и зарубежный опыт использования новых информационных технологий информационного образовательного пространства, компьютерных телекоммуникационных сетей и средств.
2. Исследовать образовательный ресурс ИКТ.
3. Выявить особенности этапа приобщения старшеклассников к информационному пространству как образовательному.
4. Определить и описать дидактические условия этапа приобщения старшеклассников к информационному пространству как образовательному.
5. Разработать методическое обеспечение этапа приобщения старшеклассников к информационному пространству как образовательному.
6. Провести опытно-экспериментальное обучение, направленное на приобщение старшеклассников к информационному пространству как образовательному.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы по теории личностно-деятельностного подхода к обучению языку, И.А. Зимней, И.Б. Ворожцовой; по теории профессионального образования и самообразования С.И. Гессена, A.C. Казаринова, K.M. Левитана, И.Я. Новикова, A.B. Хуторского и др.; по теории оптимизации учебного процесса СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского,
Б.Е. Стариченко и др.; по теории и методике обучения и самообучения иностранным языкам И.Л. Б им, И.А. Гишшуллина, A.A. Леонтьева, Е.И. Пассова, Т.С. Серовой и др.; по проблемам тестологии B.C. Аванесова, А Анасгази, О.Н. Арестовой, ЕА Михайлычева, и др.; по вопросам организации учебного процесса с использованием информационных технологий, их роли в учебно-познавательной деятельности учащихся и влияния на психику человека Б.С. Гершунского, Ф.Г. Золотавиной, П.К. Петрова, Е.С. Полат, В.В. Рубцовой и др.; по теории иноязычной речевой деятельности Н.И. Жинкина, И.А. Зимней, A.A. Леонтьева; по разработке концепции дидактической среды сети Интернет Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной, Е.И. Дмитриевой, A.B. Хуторского, С.В. Спиридоновой и др.; зарубежные работы по проблемам внедрения информационных и коммуникационных технологий в процесс преподавания иностранных языков Дж. Олдерсона (J. Ch. Alderson), Д. Бейкера (D. Baker), Н. Брукса (N. Brooks), Дж. Брауна (J. Brown), А. Девиса (A. Davies), В. Литлвуда (W. Littlewood), К. Марроу (К. Morrow), Дж. Ойлера (J. W. Oiler) и др.
Для достижения поставленной цели и решения задач, нами были » использованы следующие методы исследования:
• метод аналитического анализа (теоретический анализ литературы, по проблеме, моделирование педагогического прогресса);
• метод экспериментального исследования (анкетирование, беседы, экспертные оценки, педагогический эксперимент);
• дистанционное интервьюирование учеников;
• моделирование ситуаций деятельности учащихся в информационном образовательном пространстве;
• статистическая обработка данных, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Научная новизна исследования состоит:
• в отборе содержания учебной деятельности для этапа приобщения учащихся к информационному пространству как образовательному;
• в определении дидактических психолого-педагогических, организационных и технических условий приобщения учащихся к информационному пространству как образовательному.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании дидактических условий реализации этапа приобщения учащихся старших классов к информационному пространству как образовательному (психолого-педагогических, организационных, технических).
Практическая значимость исследования заключается:
• в разработке дидактического оснащения на примере обучения иностранному (английскому) языку;
• в разработке типологии заданий для приобщения учащихся к информационному пространству как образовательному;
• во внедрении в практику результатов исследования для приобщения учащихся к информационному пространству как образовательному;
• в использовании ресурсов информационной среды в образовательном процессе при обучении старшеклассников английскому языку.
Достоверность и обоснованность выводов обусловлена методологией интегративного и деятельносгного подхода; логической структурой теоретического и экспериментального исследования; глубоким изучением и анализом проблемы; применением методов, обеспечивающих проверку на валидность и надежность; применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, всесторонним изучением проблемы, репрезентативным объемом выборки объектов эксперимента, внедрением в практику разработанных рекомендаций, их оценкой старшеклассниками и преподавателями, личным педагогическим опытом диссертанта.
Положения, выносимые на защиту: 1. Для овладения новыми информационными технологиями и образовательными ресурсами информационного образовательного пространства необходим этап приобщения учащихся к информационному пространству для дальнейшего его освоения и использования открываемых им возможностей компьютерных телекоммуникационных сетей (КТС) и средств мультимедиа в образовательных целях;
2. Эффективность процесса приобщения учащихся старших классов к информационному пространству как образовательному обеспечивается дидактическими условиями психолого-педагогического, организационного, технического характера.
Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялись в процессе опытного обучения английскому языку на 1 и 2 курсах Воронежского института экономики и права; МОУ № 78, МОУ № 90; Станции юных техников «Механик» г. Ижевска; на заседаниях кафедры педагогики Воронежского государственного педагогического университета, кафедры лингводидактики Удмуртского государственного университета, в публикациях автора, на учебно-методических аспирантских семинарах, практикумах и конференциях В ГПУ и УдГУ:
• научно-практической конференции «Человек и Общество: история и современность» (г. Воронеж, 2003);
• научно-практической конференции «Парадигмы Образования» (г. Ижевск, 2006);
• международной студенческой конференции «Education Without Boarders (Образование без границ)» (Абу-Даби, ОАЭ, 2005).
Теоретико-экспериментальное исследование включило в себя три этапа.
Первый этап (1999-2002гг.) - анализ научно-учебной и научно-методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ проблемы информационного образовательного пространства и дистанционного обучения.
Второй этап (2002-2005гг.) - разработка теоретических основ преподавания посредством компьютерных технологий, обучения в условиях информационного пространства; изучение психолого-педагогических аспектов компьютеризации обучения; разработка элементов компьютерных заданий.
Третий этап (2005-2006гг.) - выявление трех типов условий приобщения к информационному пространству как образовательному, анализ результатов исследования, экспериментальное выявление эффективности применения выявленных дидактических условий на практике. Обобщение полученных результатов, внесение корректив в структуру диссертационного исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась Станция Юных Техников и МОУ № 90 г. Ижевска.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии из 251 наименования, 4 приложений, включающих методические рекомендации, список терминов и сокращений. Материалы диссертации сопровождаются таблицами, рисунками, графиками, подтверждающими основные положения диссертации.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 178 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031