Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Дидактические условия преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников. Тугулева, Галина Витальевна бесплатно
10:16 PM
Скачать Дидактические условия преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников. Тугулева, Галина Витальевна бесплатно
Дидактические условия преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников

Диссертация

Автор: Тугулева, Галина Витальевна

Название: Дидактические условия преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников

Справка: Тугулева, Галина Витальевна. Дидактические условия преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Магнитогорск, 2006 177 c. : 61 06-13/760

Объем: 177 стр.

Информация: Магнитогорск, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
11 Преемственность дошкольного и начального школьного образования: исторический и методологический аспект проблемы
12 Характеристика мыслительных способностей дошкольников и младших школьников
13 Дидактические условия преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
21 Цели, задачи и содержание экспериментальной работы
22 Модель методики совершенствования процесса реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников
23 Анализ и истолкование результатов экспериментального исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Введение:

Актуальность темы. Происходящие изменения в социально-экономической сфере нашего общества, реформы российского образования выдвигают на первый план проблему непрерывного образования личности. Современному человеку необходим широкий спектр мыслительных способностей, позволяющих адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, к постоянно растущему потоку информации. Наиболее благоприятным периодом становления данных способностей является период детства. Здесь закладывается фундамент личности, формируются базовые основы культуры познания, мировоззрения. Именно поэтому важно обеспечить преемственную связь в развитии мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В соответствии со ст.12 Закона РФ «Об образовании», общеобразовательные программы дошкольного и начального школьного образования должны быть преемственными. Однако, преемственности на уровне образовательных программ недостаточно, необходима согласованность в образовательных технологиях, методах педагогической деятельности. В связи с этим, следует подчеркнуть особую значимость развивающих методологических ориентиров дошкольного и начального школьного образования, учитывающих направления реализации преемственности, выделенные в письме Минобразования России (от 25.03.1994 №35-М): развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.
Различным аспектам преемственности дошкольного и начального школьного образования посвящены работы: Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л. А. Венгера, А.В. Запорожца, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. В последнее время, данное направление разрабатывается в исследованиях: Л.И. Айдаровой, Т.Н. Астраханцевой, Н.И. Гуткиной, И.А. Гончаровой, М.Н. Дикова, Т.А. Ерахтиной, Н.В. Нижегородцевой, E.H. Ращикулиной, H.A. Степановой, JI.B. Трубайчук и др.
Развитие мышления детей на основе любознательности, интереса, учета эмоционального и интуитивно-образного компонентов в познавательной деятельности во многом зависит от профессионально обоснованной организации постижения ими сущности предметов изучения, то есть развития тех или иных понятий о них. Понятие интегрирует в себе рациональные и иррациональные процессы познания сущности предметов, явлений, включает интеллектуально-рефлексивные и эмоционально-чувственные процессы мышления, обеспечивая их необратимость, свернутость, системность. Проблема мыслительной деятельности личности была актуальна всегда. В истории педагогики ее рассматривали А. Дистервег, Я.А. Коменский, Дж. Локк, Н.И. Новиков, И.Г. Пестолоцци, Ж.Ж. Руссо,
B.Ф. Одоевский, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский и др. Значительный вклад в ее разработку внесли отечественные и зарубежные исследователи: Дж. Брунер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, Ж. Пиаже,
C.Л. Рубинштейн и др.
В работах Л. А. Венгера, В.И. Логиновой, A.M. Леушиной, A.A. Люблинской, К.А. Некрасовой, Н.И. Непомнящей, С.Л. Новоселовой, Л.Ф. Обуховой, H.H. Поддьякова, Н.Х. Швачкина и др. раскрыты основные закономерности формирования мыслительных операций и понятий у детей дошкольного возраста. Изучением развития мыслительной деятельности младших школьников занимались: Г.П. Антонова, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, З.И. Калмыкова, E.H. Кабанова-Меллер, H.A. Менчинская, Н.Ф.Талызина, Д.Б. Эльконин и др. Методика развития понятий, диагностика их развития изучались в исследованиях М.Н. Верзилина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, М.Н. Шардакова и др. В последнее время вопросам методологии развития понятий посвящены исследования Г.Д. Бухаровой, Г.Г. Гранатова, И.Г. Пустильника, A.B. Усовой и др. Однако, на основе анализа вышеперечисленных психолого-педагогических и методических исследований, мы пришли к выводу о том, что проблема преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников разработана недостаточно, в известных нам работах не исследуются соответствующие дидактические условия.
Следует подчеркнуть также ряд негативных тенденций, сложившихся в массовой практике дошкольного и начального школьного образования. Ориентируясь на цели начального образования, большинство педагогов дошкольных учреждений решает проблему преемственности в развитии мышления в механическом переносе основных принципов и методов организации педагогического процесса из начальной школы в дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), превращая процесс обучения в детском саду в жестко регламентированную деятельность детей и педагога. При этом игнорируется сама идея личностно-ориентированного подхода в воспитании и обучении, нарушаются принципы самоценности каждого возрастного периода, амплификации детского развития. В то же время приходится констатировать факт недостаточного использования игровой деятельности в процессе обучения младших школьников. Понятно, что этим подавляется природная активность и любознательность детей, их здоровье страдает от школьных перегрузок и недостаточного учета возрастной специфики мышления. Между тем, все эти недостатки тормозят процесс развития понятийно-образного мышления детей, следствием чего и является недостаточно развитые мыслительные способности.
Анализ психолого-педагогических исследований и объективных условий массовой практики дошкольного и начального школьного образования позволил нам выделить противоречия между:
• возрастающими требованиями к развитию мышления детей и затруднениями педагогов в практической реализации этой идеи в условиях современного непрерывного развивающего образования;
• необходимостью реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников на основе амплификации, самоценности каждого этапа детского развития и распространенной тенденцией форсированной подготовки ребенка к школьному обучению;
• эмоционально образной спецификой мышления детей, их природной активностью, любознательностью и традиционно низкой степенью самостоятельности, креативности в процессе применения общепринятых образовательных методик.
Эти противоречия определили общую проблему нашего исследования: каковы дидактические условия, способствующие реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников? Исходя из важности и актуальности проблемы, мы выбрали тему исследования: «Дидактические условия преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников».
Объект исследования: процесс преемственности в развитии дошкольников и младших школьников.
Предмет исследования: условия реализации преемственности в развитии мышления детей дошкольного и начального школьного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить дидактические условия реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников.
Приступая к исследованию, мы исходили из следующей гипотезы: реализация преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников будет эффективной, если реализуется комплекс дидактических условий, включающий в себя:
1. Учет специфики понятийно-образного мышления дошкольников и младших школьников на основе дополнительности природосообразного и культуросообразного его компонентов и непрерывности в развитии мыслительных способностей детей.
2. Реализация соответствующей преемственности на основе учета того, что понятие - это интегративная форма мышления, синтезирующая все мыслительные операции, предполагающая и проявляющая такие свойства мышления как самостоятельность, креативность, рефлексивность.
3. Активизация различных видов деятельности в соответствующем направлении с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка, с оптимальным использованием методов развивающего образования, направленных на реализацию диалектических этапов познания, повышающих воспитывающее влияние на личность ребенка.
4. Совершенствование диагностики мыслительных способностей детей данного возраста с применением специальных дидактических материалов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой, были определены задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы исследования в педагогической теории и практики образования.
2. Выявить комплекс дидактических условий совершенствования процесса реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников.
3. Разработать и апробировать модель реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников.
4. Экспериментально проверить эффективность выявленных дидактических условий.
Методологической основой нашего исследования является диалектический метод познания, конкретизированный для педагогического мышления в методе дополнительности Г.Г. Гранатовым; методологические положения личностного-ориентированного (Б.Г. Ананьев, H.A. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, и др.), деятельностного (А.Н. Леонтьев, В. А. Беликов, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина), рефлексивного (Г.Г. Гранатов, J1.C. Выготский, М.Н. Диков, Н.Я. Сайгушев, В.И. Слободчиков и др.) подходов.
Наше исследование существенным образом опирается на теоретические положения:
• классических педагогических концепций в истории педагогики Я. А. Коменского, А.Ф. Дистервега, К.Д. Ушинского и др.;
• психолого-педагогических концепций развивающего образования (JI.C. Выготский, JI.B. Венгер, В.В. Давыдов, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин, JI.B. Трубайчук и др.);
• концепции преемственности дошкольного и начального звеньев образования (А.Г. Асмолов, Н.Ф. Виноградова и др.);
• исследований, посвященных проблеме развития способностей (В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.)
• научных работ, раскрывающих особенности, закономерности и принципы развития детского мышления (JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, В.Г. Маралов, H.A. Менчинская, H.H. Поддьяков и др.); психолого-педагогических концепций развития понятий (Г.Г. Гранатов, A.B. Усова, М.Н. Шардаков и др.);
• идеи развития понятийно-образного мышления, доминирования эмоционального компонентов мышления в процессе развития у детей научных понятий (JI.A. Венгер, Л.И. Айдарова, E.H. Ращикулина, H.A. Степанова, И.С. Якиманская и др.);
Цель, задачи, гипотеза и методологическая база обусловили выбор методов нашего исследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, моделирование, программированные упражнения, изучение и анализ продуктов деятельности детей, методы математической статистики.
Наше исследование осуществлялось в период с 2001 по 2006 год и прошло в три взаимосвязанных этапа.
На первом этапе (2001 - 2002гг.) проводился анализ состояния исследуемой проблемы в теории и практике реализации преемственности дошкольного и начального школьного образования; изучались научные источники философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, законодательные и нормативные акты Министерства образования и науки Российской Федерации. Все это позволило нам сформулировать рабочую гипотезу исследования и наметить его задачи, а также провести констатирующий эксперимент.
На втором этапе исследования (2002 - 2003гг.) параллельно с поисковым экспериментом, были определены дидактические условия, на основе которых разрабатывалась модель преемственности в развитии мыслительных способностей дошкольников и младших школьников.
На третьем этапе нашего исследования (2003 - 2006гг.) уточнялись данные поискового этапа эксперимента, разрабатывалась соответствующая методика, проводился формирующий эксперимент по ее апробации. На этом этапе проводился анализ и обобщение полученных результатов исследования, их обработка с помощью методов математической статистики, суммировались все итоги, проводимого нами исследования, которые в целом подтвердили гипотезу нашего исследования. Здесь также были разработаны методические рекомендации по теме исследования и завершено оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• осуществлено применение метода дополнительности в процессе реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников; определены содержательные компоненты, диагностический инструментарий исследуемых способностей, учитывающие специфику детского мышления;
• разработаны дидактические условия реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: уточнено понятие преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников;
• раскрыты показатели мыслительных способностей дошкольников и младших школьников;
• разработана модель реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что
• создано дидактическое обеспечение процесса преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников, развивающие занятия и программированные упражнения, способствующие совершенствованию практической деятельности педагогов в данном направлении;
• разработаны методические рекомендации, которые могут быть использованы для повышения квалификации педагогов в процессе организации познавательной деятельности старших дошкольников и младших школьников.
Достоверность результатов исследования обеспечена: обоснованностью исходных методологических позиций, использованием комплекса методов, соответствующим целям и задачам исследования; использованием методов математической статистики.
На защиту выносятся:
1. Содержательная характеристика показателей и уровней развития мыслительных способностей в аспекте преемственности развития мышления дошкольников и младших школьников.
2. Комплекс дидактических условий реализации преемственности в развитии мышления дошкольников и младших школьников, представленный в соответствующей модели.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрялись нами в практику работы дошкольных образовательных учреждений № 23, 115, 118 г. Магнитогорска, в практику работы МОУ СОШ № 61 г. Магнитогорска.
По материалам и результатам исследования автор принимала участие в научно-практических конференциях Магнитогорского государственного университета (2003-2005); VIII Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовании», посвященной 70-летию ЧГПУ (Челябинск, 2004); Международной научно-практической конференции «Модернизация современного образования: теория и практика» (Москва, 2004); XXVI Всероссийской научно-практической конференции «Философия и практика ненасилия» (Санкт-Петербург, 2005); III Межрегиональной заочной научно-практической конференции «Современные технологии образования» (Магнитогорск, 2005); V Международной научно-практической конференции «Личносто-развивающее профессиональное образование» (Екатеринбург, 2005); выступала с докладами на методических семинарах по проблеме преемственности дошкольного и начального школьного обучения (Магнитогорск, 2002 -2005).
На основе материалов исследования подготовлено и опубликовано семь печатных работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 203 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031