Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 21 » Скачать Дидактические основы формирования читательского лексикона-тезауруса в профессиональной подготовке студентов : Компьютеризация бесплатно
1:06 AM
Скачать Дидактические основы формирования читательского лексикона-тезауруса в профессиональной подготовке студентов : Компьютеризация бесплатно

Дидактические основы формирования читательского лексикона-тезауруса в профессиональной подготовке студентов : Компьютеризация обучения иностранным языкам

Диссертация

Автор: Чепрасова, Татьяна Васильевна

Название: Дидактические основы формирования читательского лексикона-тезауруса в профессиональной подготовке студентов : Компьютеризация обучения иностранным языкам

Справка: Чепрасова, Татьяна Васильевна. Дидактические основы формирования читательского лексикона-тезауруса в профессиональной подготовке студентов : Компьютеризация обучения иностранным языкам : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Воронеж, 1998 222 c. : 61 00-13/448-3

Объем: 222 стр.

Информация: Воронеж, 1998


Содержание:

Глава1 Инновационные технологии профессионально-ориентированного обучения иностранному языку специалистов в вузе
11 Современные концепции профессионального обучения
12 Характеристика текстового материала в процессе формирования читательского лексикона тезауруса
Глава
II Проектирование основ формирования читательского лексикона тезауруса
21 Анализ лингводидактического подхода формирования читательского лексикона тезауруса JJ
22 Психолого-дидактические требования к компьютерному обучению иностранным языкам JO
Глава III- Построение модели компьютерной обучающей программы формирования читательского лексикона тезауруса
31 Разработка концептуальной модели формирования читательского лексикона тезауруса по специальности на иностранном языке с использованием компьютерных технологий
32 Анализ эффективности применения вариантов компьютерных обучающих программ при формировании читательского лексикона -тезауруса 1U/

Введение:

В условиях рыночной экономики, в период тесного сотрудничества с различными странами в использовании новейших достижений науки и техники возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки специалистов. Высшее образование актуализирует сегодня проблему подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. Данной проблеме посвящены труды таких ученых, как П.Р.Атутов, Я.Батышев, Ю.К.Васильев, В.И.Журавлев, М.И.Махмутов, В.А.Поляков, Н.Чистякова, Н.Н.Чистяков и др. Человеческий фактор выходит на первый план не только в процессах производства, но и во всех сферах жизнедеятельности.Умение самостоятельно осуществлять деятельность иноязычного чтения приобретает особое значение в связи с учетом необходимости интеграции российской образовательной системы в европейскую и международную путем вхождения в информационную систему 'INTERNET'. Это предполагает умение студента, специалиста эффективно использовать компьютерные программы, читать печатные источники из ведущих университетских библиотек мира. Работа с иноязычным текстом в печатном виде или с экрана дисплея представляет собой самостоятельную деятельность, подготовка к которой и обучение специальным навыкам и умениям становится важной и актуальной задачей с начального этапа изучения иностранного языка в вузе.Рассматривая чтение как активный процесс восприятия информации, необходимо отметить, что оно обладает единством языковой формы и содержания. Исследованию системности научного текста и проблемам обучения чтению посвящены исследования В,А. Бухбиндера, СМ. Гиндина, Т.М. Дридзе, Г.А. Золотовой, М.Н. Кожиной, О.Д. Митрофановой, Е.С. Троянской и др. Для того чтобы будущий специалист умел творчески находить, усваивать и пользоваться информацией на иностранном языке, ему необходимо сформировать профессиональный читательский лексикон - тезаурус. Термин «тезаурус» толкуется как словарь, в котором представлены семантические отношения между лексическими единицами, где структурной основой служит иерархическая система понятий, обеспечивающая поиск от смыслов к лексическим единицам (Лингвистический энциклопедический словарь под редакцией В.Н.Ярцевой). Сформированность тезауруса по специальности обеспечивает логико-смысловую ориентацию в тексте, дающую возможность принять и переработать максимум полезной информации в процессе профессионально - ориентированного чтения.В связи с тем, что компьютер играет все большую роль в процессе интенсификации учебного процесса, особенно актуальным становится использование компьютерных технологий при формировании читательского лексикона - тезауруса.Компьютеризация в сфере образования выделяет определенный круг теоретико-методических проблем формирования профессиональных качеств будущих специалистов: социально-экономических, философских, научно-технических, психолого-педагогических.Исследованию психолого-педагогических проблем содержания компьютерного обучения посвящены работы: О.И.Агапова, Л.Н.Бабанина, А.А.Вербицкого, Н.Н.Нечаева, Б.Ф.Ломова, Е.И.Машбица, А.В.Петровского, А.Я.Савельева, О.К.Тихомирова, В.И.Швец и др.Педагогические проблемы методологического и теоретического плана, связанные как с развитием теории обучения, так и с определением исходных теоретических начал конструирования компьютерных технологии обучения, нашли соответствующее решение в работах В.А. Андреева, В.П. Беспалько, В.И. Генецинского, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, З.Д. Жуковской, В.В. Краевского, Б.И. Коротяева, И.Л. Лернера, Я.Е. Львовича, Г.В. Макарова, И.И. Мархеля, П.И. Пидкасистого, А.А. Рындина, М.Н. Скаткина, Г.Н. Серикова, Н.Ф. Талызиной, В.Н.Фролова, Н.М.Шахмаева и др.Анализ исследований названных авторов и собственного опыта работы позволяет сделать вывод о необходимости формирования информативной культуры у будущих специалистов не только на родном языке, но и на иностранном, для чего требуются современные формы и способы формирования профессионального читательского лексикона тезауруса.Этим обусловлен выбор темы данной диссертационной работы: «Дидактические основы формирования читательского лексикона - тезауруса в профессиональной подготовке студентов (компьютеризация обучения иностранным языкам) ».Актуальность темы исследования определяется: • практическими потребностями будущих специалистов в расширении ЧЛТ иноязычной речи по специальности, как одного из важнейших условий извлечения и использования информации из технического текста; • необходимостью создания новых обучающих технологий, решающих проблемы, связанные с организацией самостоятельной работы и изучением языка вне языковой среды и др.; • насущностью оптимизации процесса обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза путем уточнения психологических, лингвистических и методических основ системы обучения, разработкой и созданием КОП по конкретной специальности с целью формирования ЧЛТ. Цель исследования - разработка научно обоснованной методики формирования профессионального читательского лексикона - тезауруса в техническом вузе с использованием инновационных технологий.Объект исследования - профессиональная подготовка студентов в техническом вузе в процессе обучения иностранным языкам.Предмет исследования - дидактические основы формирования читательского лексикона - тезауруса при использовании компьютерных средств.Гипотеза исследования - обучение иностранному языку в техническом вузе будет более эффективным, если: • сильная структура мотивации чтения научно-технической литературы будет обеспечена профессиональной ориентацией; • процесс обучения будет строиться на основе дидактического модуля, обеспечивающего формирование читательского лексикона - тезауруса; • будут внедряться компьютерные обучающие программы по формированию читательского лексикона - тезауруса.В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены задачи исследования: • разработать инновационные технологии профессионального обучения иностранному языку в вузе при широком использовании компьютерных средств; • обосновать основы формирования ЧЛТ; • разработать дидактическую модель управления самостоятельной деятельностью обучаемых при работе с КОП, направленной на формирование ЧЛТ; • построить модель КОП формирования ЧЛТ. Методологическую основу исследования составили общедидактические принципы работы в области исследования и описания психолого-педагогических систем, информатики и системного подхода, нормативные документы в области реформы высшего образования в России.Теоретическую основу исследования составили: • теория контекстного обучения (А.А.Вербицкий); • личностно-деятельностный подход в обучении и воспитании обучаемых (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, А.Н.Леонтьев, И.Я.Лернер, Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина); • теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина, В.В.Давыдов); • интенсивные методы обучения и труда преподавателей (Е.П.Велихов, Б.С.Гершунский, А.Г.Гейн, В.Г.Житомирский, А.П.Ершов, Е.И.Машбиц, В.А.Мельников, А.В.Петровский, В.Г.Разумовский, Ф.Я.Савельев, Н.Ф.Талызина и др.); • содержание обучения как методическая категория (А.Р.Арутюнов, И.Л.Бим, Б.А.Лапидус, Д.Пурцеладзе, А.Н.Щукин); • принцип коммуникативной направленности (И.А.Зимняя, А.А. Леонтьев); • методология комплексного и аспектного преподавания (А.Ф.Колесникова, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев) • теория контекстного формирования тезауруса иноязычной речи по специальности (Э.П.Комарова, А.А.Леонтьев); • ценностный подход к содержанию учебной информации (З.Д.Жуковская); • теория управления учебным процессом (П.Я.Гальперин, З.Д.Жуковская, И.А.Зимняя, Б.Ф.Ломов, Н.В.Кузьмина, А.А.Кыверялг, Е.И.Машбиц, Н.Ф.Талызина, И.Н.Подобедова, А,А.Таррасте); • теория самостоятельной деятельности (С.М.Годник, Е.И.Пассов, Ф.Шатилов, Ф.М.Робинович, И.А.Рапопорт) и др.Методы исследования: изучение и анализ теоретической литературы по методике, педагогике, психологии, психолингвистике, лингвистике текста; анализ сущссгвующих учебных материалов /учебников, пособий/ по английскому языку для неязыковых вузов; анализ и сопоставление положений теории и практики, построение рабочих гипотез и моделирование; педагогическое наблюдение и обобщение личного педагогического опыта; опытное обучение; тестирование и анкетирование обучаемых; статистические методы обработки полученных данных (процентное соотношение, успешность, коэффициент успешности), беседа, педагогическое интервьюирование.Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены четким определением проблем, задач и предмета исследования, последовательной реализацией его методических и теоретических основ, адекватностью методов исследования его целям и задачам.На защиту выносятся следующие положения: 1. Комплексный подход к построению дидактической модели по формированию профессионального читательского лексикона - тезауруса.2. Методика проектирования дидактического модуля при формировании профессионального читательского лексикона - тезауруса.3. Система обучения профессиональному читательскому лексикону - тезаурусу на основе разработанной компьютерной обучающей программы.Научная новизна исследования заключается: в применении комплексного подхода к построению дидактической модели по формированию профессионального читательского лексикона - тезауруса иноязычной речи; в разработке методики организации дидактического модуля по формированию профессионального читательского лексикона - тезауруса, основанной на ценностном подходе к конструированию учебной информации; в осуществлении педагогического проектирования и создания компьютерной обучающей программы по формированию профессионального читательского лексикона - тезауруса иноязычной речи; в изучении влияния использования компьютерной обучающей программы по формированию читательского лексикона - тезауруса на организацию самостоятельной работы студентов и последующей профессиональной деятельности.Теоретическая значимость: заключается в исследовании возможностей и эффективности применения модульного и контекстного подходов при разработке модели формирования профессионального читательского лексикона - тезауруса; в выявлении условий и последствий внедрения созданной компьютерной обучающей программы по формированию профессионального читательского лексикона - тезауруса и влияния применения инновационных технологий на организацию самостоятельной работы обучаемых в техническом вузе.Практическая значимость работы Разработана дидактическая модель формирования профессионального читательского лексикона - тезауруса иноязычной речи на основе личностно-деятельностного подхода к обучению, которая включает цель, задачи, содержание, технологию обучения читательскому лексикону - тезаурусу.Издан дидактический модуль формирования читательского лексикона - тезауруса на английском языке по специальности «Экономические науки».Создана и внедрена в практику компьютерная обучающая программа по формированию читательского лексикона - тезауруса иноязычной речи по специальности «Экономические науки», облегчающая Щр щ^Ш и стимулирующая этот вид учебной деятельности, которая нашла свое применение в ряде вузов г. Воронежа.Изданы методические указания «Системы автоматизированного проектирования», «Распределительные системы мини- и макро- ЭВМ», «Многоабонементная библиотека элементов ИС для конструирования недорогих заказных схем», «Автоматизация сварочных процессов».Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях: «Информационный и лингвистические аспекты научнотехнического перевода» (Воронеж, 1987); «Научно-технический перевод в системе информационного обеспечения» (Воронеж, 1989); «Актуальные проблемы научно технического перевода», (Воронеж, 1993); на 1 международной конференции «Язык и культура» (Воронеж, 1996); «Неродные языки в учебных заведениях» (Воронеж, 1998); на Всероссийской конференции «Преподавание иностранных языков в XXI веке: проблемы и перспективы» (Москва, 1998); на Всероссийской конференции «Преподавание иностранного языка в 21 веке: Проблемы и перспективы» (Москва, 1998); во Всероссийском финансовоэкономическом институте (Москва, 1998); на Всероссийском совещании-семинаре «Высокие технологии в региональной информатике» (Воронеж, 1998).Публикации. По материалам диссертации опубликовано 12 печатных работ и 4 методических указаний.Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, двух приложений. Общий fw ч объем диссертации составляет 162 страницы и включает 14 схем, 4 графика, 6 таблиц. Приложения содержат 10 рисунков и учебный моН Ц | дуль «Экономические науки». Библиография содержит 214 наименоваНИИ. В первой главе «Инновационные технологии профессиональноориентированного обучения иностранному языку специалистов в вузе» дается описание современных концепций профессионального обучения, подчеркивается значение воспитания личности будущего специалиста и его профессиональных качеств, соответствующих заказу общества на данном этапе, обосновывается необходимость гуманитаризации образования с использованием компьютерных технологий, анализируется ^ профессионально-ориентированный текстовой материал с целью определения достаточности читательского лексикона - тезауруса..Во второй главе «Проектирование основ формирования читательского лексикона - тезауруса» дается характеристика профессиональноориентированной лексики, делается попытка определить объем читательского лексикона - тезауруса, конкретизируются психологодидактические требования к компьютерному обучению иностранным языкам.НИ) В третьей главе «Построение модели компьютерной обучающей [: программы /КОП/ формирования читательского лексикона - тезауруса ! /ЧЛТ/» раскрывается концептуальная модель формирования ЧЛТ по специальности на иностранном языке с использованием компьютерных I ! технологий, проводится анализ эффективности применения вариантов КОП при формировании ЧЛТ. I В заключении подводятся итоги исследования, излагаются осWjr новные результаты, подтверждающие выдвинутую гипотезу и делаются выводы. ' " Ч * PI.» # •

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 253 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031