Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 21 » Скачать Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов : На материале творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама. бесплатно
1:14 AM
Скачать Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов : На материале творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама. бесплатно
Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов : На материале творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама

Диссертация

Автор: Рослый, Андрей Сергеевич

Название: Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов : На материале творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама

Справка: Рослый, Андрей Сергеевич. Данте в эстетике и поэзии акмеизма: система концептов : На материале творчества А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 Ростов-на-Дону, 2005 210 c. : 61 06-10/547

Объем: 210 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2005


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Концепт «Италия» в творчестве акмеистов
11 «Город, как голос наяды в призрачно-сером былом»: Художественное пространство Италии в поэтике акмеистов
1 2 «А я пою вино времен»: Художественное время Италии в поэтике акмеистов
1 3 «На языке цикад - пленительная смесь»: Италия как текст культуры в поэтике акмеистов
1 4 Выводы к главе 1
ГЛАВА 2 Концепт «Беатриче» в творчестве акмеистов
2 1 «Questa mirabile donna»: Основные черты образа Беатриче в литературной традиции
2 2 «Бросила рай Беатриче»: Проблема переосмысления традиционного поэтического образа
2 3 «Уже судимая не по земным законам»: Проблема лирической героини в творчестве А Ахматовой
2 4 «Я веровал всегда твоим стопам, когда вела ты, нежа и карая»: Проблема лирического адресата
2 5 «О подруга поэтов, я наследница славы твоей»: Биографический аспект концепта «Беатриче»
2 6 «Она богиня, а не танцовщица»: Манифестация акмеистических творческих принципов
2 7 Выводы к главе 2
ГЛАВА 3 Концепт «Данте» в творчестве акмеистов
3 1 «Величайший недосягаемый учитель»: Данте в поэзии акмеистов как реально-историческая фигура
3 2 «Где Данте шел и воздух пуст»: Проблема биографического параллелизма
3 3 «Этот, уходя, не обернулся»: Образ Данте в гражданской лирике акмеистов
3 4 «Ты ль Данту диктовала»: Проблема психологии творчества
3 5 «Школа быстрейших ассоциаций»: Данте в «ассоциативной поэтике» акмеистов
3 6 Выводы к главе 3

Введение:

Уникальное явление русской литературы начала XX века, акмеизм, рождалось в исканиях и противоречиях. Необходимость изменения художественного взгляда на мир, обусловленная сменой не только эпохи, но и самой человеческой ментальное™, активные поиски новых выразительных средств, нового поэтического слова, новой литературы характеризуют русский модернизм.
Рубеж XIX и XX столетий ознаменовался существенным сдвигом в сознании ценителей европейского искусства», - отметил исследователь феномена акмеизма О. А. Лекманов (Лекманов 2000: 69), определив особенности развития русской лирики с точки зрения расширения контекста мировой культуры. Он же выделил «филологизм как основу мироощущения» акмеистов, подразумевая ориентированность художественного сознания представителей акмеизма на целостное восприятие мирового литературного -шире: культурного - процесса. Появление акмеизма обозначило не только тенденцию к развитию художнического понимания «мир как текст» в русской лирике начала XX века, но и особую роль, которая стала придаваться реализации в творчестве смыслов мировой культуры.
Действительно, смысловые акценты русской художественной мысли в новую эпоху значительно смещаются. Н. А. Петрова замечает по этому поводу: «.человек в литературе XX века перестает быть организующим центром» (Петрова 2001: 24-25). В новую эпоху, по мнению исследователя, наметился особый характер отношения бытия и культуры: «Бытие вытеснено культурой, приобретшей онтологический статус. Человек, переставший ощущать себя центром онтологического мира, сохраняет свою позицию в мире «словесных представлений». Основа новой литературы - не в бытии, а в культуре» (Петрова 2001: 28, 51, 58, 54).
В этой связи, говоря о постановке проблемы, отметим принципиальную важность выделения в культурологической основе акмеистской эстетики обращения к итальянской культуре. Одним из наиболее значительных срезов культуры, к которым обращались в поисках «словесных представлений» русские модернисты, являются итальянские Проторенессанс и Возрождение. Настоящая работа посвящена реализации культурного диалога в творчестве акмеистов с позиций влияния Данте Алигьери на творчество Николая Гумилева, Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама.
Внутри Цеха создавалась особая система порождения смыслов, в которой участвовали самые разные авторы», - замечает Н. А. Богомолов (Богомолов 2001: 485). Эстетика творчества акмеистов предполагала наличие как можно большего количества контекстов: именно с помощью цитат, посвящений, аллюзий и реминисценций, зачастую скрытых, автор вступал в диалог культур.
В начале XX века была велика роль культурного «переживания». Ключ к прочтению мира дает знание традиции, закрепившей культурный выбор. Деятели Серебряного века создают своего рода «палимпсест», «текстус рескриптиус», накладывая на «старый» текст «новый», собственный. Они постоянно отсылают читателей и зрителей к истокам, восстанавливают разорванные связи», - утверждает исследователь Г. М. Васильева (Васильева 1993:35).
Творчество для художника Серебряного века было в первую очередь точкой пересечения художественных образов, мотивов, сюжетов, порожденных мировым литературным процессом. Соответственно, на первый план в эстетике и поэтике представителей русского модернизма выходит категория цитатности, цитаты как средства культурного диалога. В ситуации рубежа веков проблема диалога культур становится более чем актуальной. Осмысление художественного произведения в историко-культурном контексте предполагает совершенно особый подход, требует новых средств анализа и интерпретации художественных творений русских модернистов, а соответственно, и новой методики литературоведческого исследования. В настоящее время продуктивным и актуальным показал себя культурологический подход в осмыслении феномена акмеизма, обращение к выраженному в творчестве диалогу культур.
В настоящем исследовании будет рассмотрена реализация культурного опыта Италии в формировании образного, мотивного и символического своеобразия поэзии акмеизма. Представляется, что роль произведений Данте и образов, созданных им, была определяющей в этом плане.
Будучи ориентированным на контексты и ассоциативное восприятие читателем поэтического текста, художественное сознание поэтов-акмеистов было направлено на синтетическое восприятие мировой культуры. Многие произведения практически недоступны полноценному пониманию без учета культурного контекста. «Для существования и развития настоящей, большой культуры в обществе должна наличествовать высокая культурная осведомленность, более того - культурная среда, среда, владеющая не только национальными культурными ценностями, но и ценностями, принадлежащими всему человечеству», - отмечал академик Лихачев (Лихачев 1993). Представляется, что, создавая художественные тексты, акмеисты ориентировались на их существование в «культурной среде», насыщая поэзию смыслами, которые могут в полной мере раскрыться только в мировом культурном контексте, будучи выраженными в межтекстовых отношениях.
В текстах различных авторов межтекстовое взаимодействие может проявляться в разной степени. Творчество акмеистов сознательно ориентировано на диалог с наследием мировой культуры, а значит, его анализ предполагает установку на «открытость» поэтических текстов. Это означает, что «слово» Данте в некоторых текстах может присутствовать имплицитно, а его выявление и систематизация предполагает ориентацию на подготовленность читателя и учет особенностей исторической и культурной эпохи, времени создания произведения. Очевидно, что при этом не исключается гипотетичность некоторых выводов относительно реализации «слова» Данте в тех или иных текстах акмеистов, однако, думается, что множественные соответствия на разных уровнях поэтического произведения не могут быть случайны.
Таким образом, с помощью исследования того, как обнаруживает себя творческое наследие Данте в творениях акмеистов станут возможны некоторые выводы относительно художественной функции, которую выполняют в художественных текстах традиционные образы итальянской культуры. В этом случае произведения, интерпретированные с точки зрения присутствия в них «слова» Данте, могут быть раскрыты наиболее полно.
В последнее десятилетие увидели свет диссертационные исследования Н.
A. Афанасьевой, Ю. О. Семчук, Л. Г. Кихней, И. В. Петрова, С. Ю. Кристаль, С.
B. Бурдиной, С. А. Станиславской, Ю. А. Быченковой, Л. В. Чижонковой, И. В. Ерохиной, Т. А. Ёлшиной, А. В. Курганова, П. В. Паздникова, А. А. Белобородовой, С. В. Ясюнаса, С. А. Тетдоевой, Н. В. Иванниковой, Т. С. Зориной, О. В. Панкратовой, С. М. Карпенко, Е. Ю. Раскиной, Н. Е. Мусиновой, О. Е. Беспаловой, в которых поэтика акмеизма в целом и отдельных его представителей проанализирована с точки зрения семантической открытости художественного произведения.
На сегодняшний день феномен акмеизма достаточно хорошо изучен. Исследования как акмеизма в целом, так и творчества отдельных его представителей составляют важный и достаточно обширный раздел в практике отечественного и зарубежного литературоведения. С развитием науки о литературе изменяются подходы к изучению творческого наследия акмеизма, открываются новые, не изученные ранее, аспекты. И все же многое в вопросе о становлении и развитии акмеизма, в вопросе поэтики и эстетики акмеизма остается темой для дальнейшей исследовательской интерпретации. В числе проблем, которые еще предстоит решить литературоведам, немаловажным представляется вопрос о творческой рецепции наследия величайшего представителя мировой культуры Данте Алигьери. И если вопрос о его влиянии на творчество русских символистов можно считать решенным (работы А. А.
Асояна, Л. Силард, А. Б. Шишкина), то тема восприятия Данте прямыми наследниками символистов - акмеистами все еще остается открытой.
В исследовательских работах данной проблемы возможно выделить несколько направлений. Во-первых, это исследования эстетики и поэтики акмеизма. В этом плане, пожалуй, классической и послужившей образцом для последующих исследований является коллективная статья 10. И. Левина, Д. М. Сегала, Р. Д. Тименчика, В. Н. Топорова и Т. В. Цивьян «Русская семантическая поэтика как потенциальная культурная парадигма», так называемая «статья пяти авторов» (Левин Ю. И., Сегал Д. М., Тименчик Р. Д., Топоров В. Н., Цивьян Т. В. 2001) Статья была опубликована в выпуске международного славистического журнала «Russian Literature» за 1974 год и по сей день остается одной из наиболее цитируемых специалистами.
По утверждению «пяти авторов», в поэтике акмеизма «все элементы текста, разные тексты, разные жанры. творчество и жизнь, все они и судьба -все скреплялось единым стержнем смысла. Эта поэтика, выработанная сознательно. как таковая встала в ряд ценностей, образующих потенциальную культурную парадигму» (Левин, Сегал, Тименчик, Топоров, Цивьян 2001: 286). Авторы статьи обращаются к категории цитатности в творческом наследии Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама. Цитацию и автоцитацию ученые связывают с принципиальной для «семантической» поэтики Мандельштама и Ахматовой установкой на диалог.
Положения, высказанные в данной статье, развивает С. Н. Бройтман, обращаясь к «неклассическому типу художественной целостности». Согласно мнению исследователя, художественная целостность неклассического (то есть модернистского) стихотворения строится в соответствии с «вероятностно-множественным принципом» (Бройтман 1990: 84). Так, анализируя произведение Блока «Венеция», Бройтман замечает: «.настоящее содержит в себе все прошлое., но и прошлое не завершено в себе и актуально многовариантно, причем реализация одного варианта не закрывает возможности реализации других» (Бройтман 1990: 87).
Определению спектра художественных тенденций модернизма, разграничению течений в поэзии начала XX века посвящены работы В. Ф. Маркова, М. Л. Гаспарова, Н. Л. Лейдермана, И. Е. Васильева, Н. А. Петровой.
Изучение особенностей поэтического языка постсимволизма (акмеизма и футуризма) является предметом работы И. П. Смирнова (Смирнов 1977). Исследователь утверждает, что в поэтическом языке акмеистов были усилены контекстуальная синонимия и омонимия, и возводит особенности языка постсимволизма к «монистической теории знака», пришедшей на смену «дуалистической» в символизме (Смирнов 1977: 84).
Поэтический язык XX века стал объектом внимания ученых-лингвистов В. П. Григорьева, И. И. Ковтуновой, Н. А. Кожевниковой, Л. В. Зубовой, Е. А. Некрасовой. М. Л. Гаспаров обратил внимание на особенности тропики русского модернизма и предложил ввести в научный обиход термин «антиэмфаза» - троп, который организует размывание словесного значения и позволяет выразить «зыбкость и неопределенность» (Гаспаров 1990).
Также следует обратить внимание на работы, посвященные исследованию игровой поэтики акмеизма, с точки зрения этой категории будет произведен анализ некоторых произведений в настоящей работе. Игровая атмосфера Серебряного века привлекала внимание многочисленных исследователей, в том числе Е. Эткинда, О. Лекманова, Н. Евреинова. В 2004 г. увидело свет комплексное исследование игровых стратегий в литературе Серебряного века: диссертация Н. Б. Граматчиковой посвящена игровым стратегиям в творчестве М. Волошина, Н. Гумилева и М. Кузмина. Исследователь рассматривает творчество названных поэтов с позиций детерминированности социокультурной ролью. Представляется, однако, что такой подход сужает возможности анализа поэтического произведения, хотя и представляет собой реализацию оригинальной и продуктивной в литературоведении концепции.
Резюмируя сказанное, выделим отмеченные исследователями основные черты эстетики и поэтики акмеизма. Появившись на сломе эпох, акмеизм сместил приоритеты классической поэзии: сферой существования человека становится не бытие, а культура. «Новая литература оказывается укорененной именно в культуре прошлого, чем и определяется ее цитатность, а также и особый характер последней: именно из пересечения цитат зачастую складывается лирический сюжет в стихотворении», - справедливо заметила Л. Д. Гутрина (Гутрина 2004: 34). Стихотворение модернистов организуется в соответствии с «вариативно-множественным принципом» (Бройтман), а главным «действующим лицом» поэзии становится слово. Это обусловливает культурологическую основу эстетики и поэтики акмеистов.
Можно выделить отдельные работы, касающиеся присутствия «чужого слова» в поэзии акмеизма как методологически значимые. Механизмы ассоциирования в создании поэтических образов у Мандельштама рассматриваются в исследовании Б. А. Успенского (Успенский 1996). К проблеме образотворчества обращался и К. Ф. Тарановский. Он дал особое толкование терминов «подтекст» и «контекст»: «Если определить контекст как группу текстов, содержащих один и тот же похожий образ, подтекст можно сформулировать как уже существующий текст, отраженный в последующем, новом тексте» (Тарановский 2000: 31). Кроме того, К. Ф. Тарановский положил начало интертекстуальным исследованиям творчества О. Мандельштама и акмеизма в целом. Так, к интертекстуальному анализу вслед за Тарановским прибегает О. Ронен, многие работы членов Мандельштамовского общества (например, М. К. Кшондзера, В. Б. Микушевича) отличает анализ материала именно с этой точки зрения.
Отметим, что в большинстве современных исследований акмеизма и отдельных его представителей намечен подход с точки зрения интертекстуальности. Продуктивность этого метода исследования применительно к акмеистической поэзии состоит в том, что позволяет решить проблему соотношения новаторства и традиции, именно этот аспект чрезвычайно важен при изучении явления акмеизма. Проблема интертекстуальности с этой точки зрения рассматривалась в работах Ю. Н. Тынянова, Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, А. К. Жолковского.
Интертекстуальность как реализация философско-эстетических и художественных принципов творчества акмеистов (в первую очередь, О. Мандельштама), определяющая специфику идиостилей поэтов, стала темой исследований Ю. И. Левина, М. Л. Гаспарова, К. Ф. Тарановского, С. С. Аверинцева, И. М. Семенко, О. Ронена.
Так, работа О. Ронена «Поэтика Осипа Мандельштама» представляет собой ту область поэтики, в которой реализован метод исследования межтекстовых отношений в применении к анализу поэтических текстов. По определению Ю. М. Лотмана, значение этой работы выходит далеко за пределы мандельштамоведения: ее теоретические и практические положения могут быть успешно применены к анализу целостности поэтических текстов, созданных акмеизмом. «Интертекстуальный анализ требует осторожности. Где кончаются наши субъективные ассоциации и начинается наше право утверждать, что словесная перекличка, которая перед нами, - не случайность, а действительно подтекст?. Здесь важна не только доказательность, но и убедительность -качество вненаучное, но психологически необходимое. Подтексты, выявляемые О. Роненом, всегда убедительны, - за счет не только научной, но и художественной строгости авторского подхода», - заметил М. Л. Гаспаров (Гаспаров 2002: 6).
Указанный выше подход был применен Т. Л. Ревякиной в отношении творческого наследия О. Мандельштама (Ревякина 2005). Исследователь определяет интертекстуальные связи в «Московских стихах» Мандельштама и обращается к особенностям семантических преобразований поэтического слова в интертекстуальном пространстве.
Следует отметить, что творчество некоторых художников слова сознательно ориентировано на диалог с текстами мировой культуры, представляя собой открытую «систему» отсылок и перекличек. Особенностью акмеистической поэтики, по утверждению Ю. И. Левина, Д. М. Сегала, Р. Д. Тименчика, В. Н. Топорова и Т. В. Цивьян, является то, что при всем «многообразии цитации за чужим словом всегда можно услышать авторское согласное или несогласное с этим чужим словом). на одном уровне определенные элементы выступают как авторский текст, на следующем уровне они оказываются цитатой, позволяющей установить новые связи, которые по-новому строят все пространство стихотворения, а на еще более глубоком уровне обнаруживается, что цитата с определенной атрибуцией представляет собой цитату цитаты - многостепенное цитирование, объясняющее отчасти взаимоисключающие при первом взгляде отождествления у разных исследователей» (Левин, Сегал, Тименчик, Топоров, Цивьян 2001: 304).
На выяснение особенностей отношений, в которые вступают тексты акмеистов направлена вторая условно выделяемая группа исследований. Это работы, посвященные анализу «чужих» текстов или влияний других культур в произведениях авторов Серебряного века.
Подобный культурологический подход к анализу творческого наследия акмеистов представляется не только продуктивным, но и соответствующим системе эстетических взглядов самих художников слова. Некоторые исследователи в качестве одной из проблем творчества акмеистов рассматривают культурный диалог. Так, диссертационное исследование С. В. Бурдиной посвящено «вечным образам» культуры в творчестве А. А. Ахматовой. Исследователь видит задачу работу в «воссоздании вертикального контекста. произведения» (Бурдина 2003: 3), в выявлении «межтекстуального диалога поэта с различными пластами культуры и литературы». «Скрытые в художественном тексте «вечные образы» культуры - ценнейшие коды, которые, будучи сначала увиденными, а затем - правильно интерпретированными, открывают целые пласты культурной информации. Каждое произведение, переструктурируя весь предшествующий культурный фонд, выстраивает свое интертекстуальное поле, создавая тем самым и собственную историю культуры», - замечает С. В. Бурдина (Бурдина 2003: 5).
Отметим также исследование Н. А. Афанасьевой, в котором автор выделяет традиционные поэтические образы произведений А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама. Афанасьева отмечает, что в лирике указанных авторов, рассмотренной в качестве поэтической системы, наблюдается обновление традиционной образности, «как характерное для русской лирики вообще, так и обусловленное оппозицией словоупотреблению символистов» (Афанасьева 2004: 202). По утверждению исследователя, в русской лирике начала XX в. четко намечена тенденция к расширению семантического поля конкретного компонента стихотворения в результате обновления парадигмы образа и включения в семантическое поле традиционного поэтического образа новых тематических групп. Подтверждение этому мы найдем и в ходе настоящего исследования, рассмотрев особенности функционирования дантовских образов в лирике акмеистов.
Кроме того, в подобном ключе выполнена работа С. Ф. Кузьминой (Кузьмина 1991), посвященная русской художественной традиции в творчестве Мандельштама.
В указанных работах отражена ясно наметившаяся в литературоведческих исследованиях тенденция к интеграции гуманитарных наук. Диссертационное исследование Н. В. Иванниковой посвящено проникновению культуры итальянского Возрождения в творчество представителей русской лирики начала XX века. В указанной работе проанализированы особенности художественной рецепции эпохи Возрождения (в частности, творчества Данте) А. Блоком и Вяч. Ивановым. Занимаясь исследованием «межкультурных связей» (Иванникова 2004: 4), Н. В. Иванникова выстраивает параллели двух «переходных» эпох скорее с мировоззренческой, нежели с творческой точки зрения. Так, исследователь приводит сравнительную характеристику Ренессанса и Серебряного века, обращается к ренессансному понятию индивида и проблеме гуманизма, которые выражены в творчестве Блока и Иванова, анализирует особенности восприятия этими поэтами ключевых персоналий итальянского Возрождения.
Вообще же проблема творческих связей Италии и России не ограничивается только сферой литературы. Учитывая огромную роль синтеза искусств в творчестве художников слова начала XX века, отметим, что спектр работ, посвященных внелитературным связям Италии и России, достаточно широк. Следует выделить работу Н. П. Комоловой «Духовные связи России и Италии в начале XX века» (Комолова 1990). В данном исследовании представлена общая характеристика кулмуры двух стран начала века и детальный анализ произведений некоторых русских поэтов и художников того времени, побывавших в Италии. Нам известна и собственно «филологическая» работа этого исследователя ««Италия» Ахматовой и Гумилева» (Россия и Италия 1993), в которой прослеживаются итальянские мотивы в творчестве А. Ахматовой и Н. Гумилева в сопоставлении с творчеством А. Блока.
Влияниям ренессансных традиций на русскую живопись рубежа веков посвящена работа М. Г. Нехлюдовой «Традиции и новаторство в русском искусстве кон. XIX - нач. XX веков». В данном исследовании автор указывает на параллели и переклички художественных образов и приемов и манифестирует общность эпох. Работа С. Бушуевой «Полвека итальянского театра» (Бушуева 1978) обращена к связям русского и итальянского театрального искусства. К особенностям издания итальянской книги в России начала века обращается Л. М. Коваль (Коваль 1981).
Общее исследование русско-итальянских культурных связей осуществил Э. Ло Гато. В его работе «Русские в Италии» (Ьо ваКо 1971) представлен обзорный материал и факты русско-итальянских связей, однако автор не прибегает к сопоставлению двух культур и не делает вывода о влиянии итальянской культуры на русскую, ограничиваясь перечислением параллелей. В подобном же ключе выполнена работа Р. Ризалини «Русские во Флоренции и Тоскане» (ИлБаНш 1992), автор которой обращается к рецепции итальянской культуры русскими мыслителями и творцами, уделяя при этом особое внимание пребыванию во Флоренции А. Блока и его «итальянскому» стихотворному циклу. Й. С. де Варда в статье «Образ Италии и ее культуры в стихах Анны Ахматовой» (Де Варда 1992) указывает на значимость «итальянских» образов и мотивов в произведениях поэта. Итальянской наукой представлены и энциклопедические сведения относительно обращения русских поэтов к Данте. В многотомном труде «Enciclopedia Dantesca» (Enciclopedia Dantesca 1970-1976) приведен перечень дантовских реминисценций в творчестве русских поэтов.
Думается, вышеуказанные тенденции изучения особенностей связей русской литературы с культурой Италии, творчеством Данте, в частности, могут быть объединены в настоящей работе с позиции категории современного литературоведения «культурологический концепт». Актуальность филологического исследования при обращении к данной категории убедительно доказана в работе В. Зусмана «Концепт в системе гуманитарного знания». Исследователь отметил, что в конце XX века в филологии сформировалось новое «концептуально-культурологическое» направление. В свою очередь, В. П. Нерознак определяет, что в данной научной парадигме художественное слово изучается «на стыке целого ряда отраслей гуманитарного знания - лингвистики, литературоведения, логики, философии, искусствознания и культурологии» (Нерознак 1997: 8).
Будучи многомерной категорией, концепт делает возможным синтез наук, о культуре, сознании, языке и литературе, предоставляя, таким образом, универсальный инструмент исследования.
Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека и, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек. сам входит в культуру, а в некоторых случаях влияет на нее», - отметил, характеризуя это понятие, 10. С. Степанов (Степанов 1997: 40). Удачным представляется и определение категории «концепт», данное К. А. Зацепиным и И. И. Саморуковым: «Концепт есть некая динамичная и непрерывно становящаяся совокупность субъективных представлений о действительности, обретающая целостность в языке в контакте с действующими в культурном контексте смыслопорождающими системами воплощения, понимания и интерпретации этих представлений» (Зацепин, Саморуков: http://www.ssu.samara.ru).
Историю развития категории «концепт» в науке проследили авторы статьи «Эпистемиологический статус концепта» К. А. Зацепин и И. И. Саморуков, отражена она и в работе В. Зусмана «Концепт в системе гуманитарного знания». Возникновение категории «концепт» как таковой восходит к Пьеру Абеляру, рассматривавшему концепт как «собрание понятий, замкнутых в воспринимающей речь душе» (Неретина 1994: 141).
В область современного гуманитарного знания понятие «концепт» в числе первых ввел русский мыслитель С. А. Аскольдов. Категории концепта посвящена его статья 1928 г. «Концепт и слово». По мнению мыслителя, концепты разных типов сближает между собой медиум, при помощи которого они выражаются, - абстрактное, обобщенное, и индивидуальное, чувственное, слово. Стоит отметить, что проблема вербальной выраженности концепта -одна их центральных в современной теории литературы.
Художественные концепты, по мнению Аскольдова, диалогичны, поскольку связаны с множеством одновременно значимых точек зрения. Из этого следует, что автор текста и читатель равноценны в процессе порождения смысла, ибо создание концептов - двусторонний коммуникативный процесс. Художественные концепты, согласно позиции Аскольдова, подчинены художественной ассоциативности, они образны, символичны. Концепт не просто символичен - он потенциален, это значит, что в его природе заложено динамичное порождение смыслов. Созданные автором концепты развиваются, образуют связи с другими концептами и приобретают контекстуальный смысл. Цепочки художественных концептов порождают, следовательно, образные коммуникативные системы, для которых характерны открытость, потенциальность и динамичность.
Н. Д. Арутюнова говорит о концепте как о понятии практической философии. Концепт с этой точки зрения является результатом взаимодействия национальной традиции, фольклора, религии, систем ценностей, произведений искусства и т. д. Концепты «образуют своего рода культурный слой, посредничающий между человеком и миром» (Арутюнова 1993: 3).
Концепт начинает «работать», «рассматривая смысл в качестве сомыслия, в качестве мыслительного поля, формирующегося при встрече двух или многих сознаний и соединяющегося в новую когнитивно-эмоциональную целостность произведения культуры, интерпретируемого другим сознанием», -отметил А. А. Григорьев в диссертационной работе «Культурологический смысл концепта» (Григорьев 2003: 11-12).
В рамках настоящего исследования содержание категории «концепт» может быть дополнено категорией «символ» в понятийной парадигме Ю. М. Лотмана, выраженной в его работе «Внутри мыслящих миров». Лотман отмечает: «Пронизывающие диахронию культуры константные наборы символов в значительной мере берут на себя функцию механизмов единства: осуществляя память культуры о себе, они не дают ей распасться на изолированные хронологические пласты. Природа символа, рассмотренного с этой точки зрения, двойственна. С одной стороны, пронизывая толщу культур, символ реализуется в своей инвариантной сущности. В этом аспекте мы можем наблюдать его повторяемость. С другой стороны, символ активно коррелирует с культурным контекстом, трансформируется под его влиянием и сам его трансформирует. Его инвариантная сущность реализуется в вариантах. Именно в тех изменениях, которым подвергается «вечный» смысл символа в д а н н о м культурном контексте, контекст этот ярче всего выявляет свою изменяемость» (Лотман 1999: 149).
Таким образом, реализация концепта в художественном тексте не только расширяет поэтическую семантику в процессе интерпретации, но и является необходимой составляющей диалога автора и читателя, а этот диалог, с точки зрения классика литературоведения М. М. Бахтина, и составляет художественное произведение. «Автор (если это талантливый автор) всегда оставляет «нечто», что дорабатывается, домысливается в восприятии зрителя, слушателя, читателя и т. д.», - отметил академик Д. С. Лихачев (Лихачев 1994). Анализ концептов, выраженных в произведении, является инструментом, позволяющим рассмотреть в единстве художественный мир творения, которое открыто, неаутореферентно, насыщено контекстами, аллюзиями, реминисценциями, ассоциациями. Будучи укоренен в национальном и культурном сознании, концепт рождает ассоциативные стереотипы, проникающие в литературу. Тем самым, взяв концепт за единицу анализа художественного явления, литературовед может наиболее полно раскрыть порождаемые поэтическим текстом смыслы.
Концепты, входящие в художественное произведение, образуют концептосферу. Термин «концептосфера» был введен в отечественную науку академиком Д. С. Лихачевым (См.: Лихачев 1993). По его определению, концептосфера - это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Текстовая концептосфера включает в себя фактические сведения, ассоциации, образные представления, ценностные установки, связанные в сознании носителя языка с известными ему текстами. В этой сфере концепт реализуется с помощью цитат, аллюзий и реминисценций. «.Русская литература становится как бы одним произведением, при этом произведением, связанным со всей европейской литературой», - отметил Д. С. Лихачев (Лихачев 1993).
Думается, понятие концептосферы в рамках литературоведческого исследования (в частности, настоящей работы) можно сузить от национального до частного масштаба: рассмотреть реализацию элементов, формирующих концептосферу, в рамках литературной школы, течения, направления, наконец, группы авторов. Таким образом, можно говорить о концептосфере акмеизма. Концептосферу, как представляется, здесь образует тот круг текстов, который был для представителей Цеха не просто культурно-ассоциативным фоном, а упомянутым выше средством маркировки собственного литературного пространства - «слипшегося синхронного мира». Обращение к концепту в этом случае может быть рассмотрено как игровая стратегия, призванная расширить художественную семантику и в то же время кодифицировать произведение.
Концепт здесь может быть рассмотрен как своего рода код, определяющий самобытность адресанта (творца) и доступный адресату читателю) при условии нахождения их сознаний в одной концептосфере. Определив границы и содержание данной концептосферы, мы с большой долей уверенности сможем интерпретировать код.
Концептосфера, которую определяет слово Данте, формировалась в русской литературе на протяжении столетий. Образ творца, созданные им образы и мотивы, наконец, творческая судьба стали знаковыми для многих поколений русских художников слова, а значит, не могли не привлечь внимания исследователей. «Начиная с пушкинской эпохи, имя Данте, образы «Божественной комедии» прочно входят в обиход русской литературы и искусства, становятся как бы эталоном для всевозможных сопоставлений», -утверждает И. Ф. Бэлза, - «.именно Пушкин положил начало восприятию, развитию и глубоко своеобразному претворению дантовских традиций в русской литературе. В творчестве Данте он нашел. великолепную, яркую пластичность образов и ту «высшую смелость» мастера, которая объединяла. помыслы и образы в законченное и стройное художественное целое» (Бэлза 1965: 14).
Следует выделить работы, посвященные проблеме рецепции русскими мастерами собственно дантовского слова. Тема присутствия Данте в русской литературе достаточно благодарна, ибо предоставляет обширный материал для изучения. Так, по утверждению академика В. Ф. Шишмарева, имя Данте стало известным в России в середине 18 века (См.: Шишмарев 1972). С тех пор литераторы обращались к Данте. «Проблема творческих связей русской литературы с Данте широка и многогранна: здесь и история переводов его поэзии на русский язык, и многочисленные проявления его воздействия, которое испытали лучшие наши писатели, и тот новый, неожиданный ракурс, в котором мы видим «отраженного» - т. е. воспринятого русской культурой -Данте», - отметил А. А. Илюшин в статье, написанной для сборника АН СССР «Дантовские чтения-1968» (Илюшин 1968: 146).
Действительно, проблема восприятия Данте русскими художниками слова в отечественном литературоведении представлена несколькими направлениями: это история проникновения Данте в Россию, история издания произведений Данте в русских переводах, исследование рецепции образа Данте русскими художниками слова и влияния Данте, упорядочение дантовских аллюзий и реминисценций.
Истории проникновения Данте в Россию посвящена классическая историко-литературная статья М. П. Алексеева «Первое знакомство с Данте в России» (Алексеев 1983). В данной работе намечены основные вехи в восприятии Данте художниками слова. Проблему восприятия Данте русской литературой успешно разрабатывает А. А. Асоян. В 1985 г. в «Дантовских чтениях» появилась его статья «Заметки о дантовских мотивах у Белинского и Гоголя» (Асоян 1985), в этом же сборнике 1989 г. - «Из истории русской дантеаны» (Асоян 1989), а затем, в 1990 г., свет увидела монография «Почтите высочайшего поэта.». Судьба «Божественной комедии» Данте в России» (Асоян 1990). Работу А. А. Асояна отличает полнота охваченного материала и четкое деление на своеобразные периоды восприятия Данте русской словесной культурой. Также отметим диссертационную работу указанного исследователя «Данте и русская литература» (Асоян 1992). Ученый обращается как к истории переводов и издания Данте в России, так и к рецепции Данте отдельными представителями русской литературы. Особого внимания в контексте настоящей работы заслуживают его сопоставления Беатриче и «Вечной Жены» Вл. Соловьева, рассуждения о влиянии философских и эстетических идей Данте на Вяч. Иванова и А. Блока, замечания об изучении Данте в России. Вводя в научный обиход понятие «русский Данте» и рассуждая об особенностях рецепции великого флорентийца русскими мыслителями и художниками слова, Асоян замечает: «Неукротимая свобода духа и чаяние братства, гражданская доблесть и жажда духовного преображения, мера скорби и мера ненависти, бытийственная философия и крестный путь через тернии к звездам - вот что было определяющим в «русском» Данте. Для русских. Данте был чаще всего поэтом справедливости в самом широком смысле слова» (Асоян 1990: 193-194).
Следует отметить, что А. А. Асоян сосредоточивает внимание скорее на историографических, философских и эстетических аспектах восприятия Данте отдельными представителями русской литературы. Проводя параллели и выстраивая систему литературных влияний Данте на творчество отдельных участников литературного процесса, исследователь все же не обращается к влиянию творчества Данте на акмеизм как целостное уникальное явление.
Подобный подход характеризует и сборник работ «Данте и славяне» под общей редакцией И. Ф. Бэлзы. В открывающей сборник статье ученый обращается к истории проникновения Данте в Россию и к рецепции представителями русской культуры творчества великого флорентийца. В духе сравнительно-исторического литературоведения выдержана статья С. И. Бэлзы «Брюсов и Данте» (Бэлза 1965). Также в сборнике прослеживаются межтекстовые связи, возникающие в литературах югославянских народов, болгарской, чешской и словацкой литературах.
В «перечислительном» ключе выдержана глава «Данте в России» работы И. И. Гарина (Гарин 1994), в которой автор обращается к истории восприятия Данте русскими литераторами и указывает художников слова, которым было близко творчество Данте. Данный текст отличает некоторая публицистичность, однако заслуживает внимания полнота охваченного материала.
Творчество Ахматовой и Гумилева рассматривается с позиций присутствия дантовского текста Р. И. Хлодовским. Восприятие Данте Мандельштамом стало объектом внимания А. Л. Илюшина, И. Ф. Бэлзы, Л Пинского, Л. Баткина, Ю. И. Левина, А. П. Казаркина, Н. Струве, А. Гениса. (Илюшин 1990, Бэлза 1968, Пинский 1967, Баткин 1972, Левин 1998, Казаркин 1990, Струве 1992, Генис 1999). Л. Пинский указал на значимость эссе Мандельштама с точки зрения философской и культурологической. По словам исследователя, «Разговор о Данте» можно рассматривать с нескольких позиций: дантологической, автометаописательной, общетеоретической. В «дантологическом» ключе произведение Мандельштама рассматривали А. А. Илюшин, И. Ф. Бэлза и Л. Баткин, в «автометаописательном» аспекте - Л.
Пинский, Н. Струве, А. П. Казаркин, с точки зрения «общетеоретической» к Мандельштаму обращается А. Генис.
О необходимости типологии межтекстовых связей, которые образуют дантовские тексты с текстами, созданными акмеизмом, было заявлено А. А. Илюшиным: «В истории связей русской литературы с Данте мы сталкиваемся с разными по своему значению и интересу явлениями. Опыт классификации литературных реминисценций приводит к постановке некоторых вопросов, касающихся в первую очередь стиля художественных произведений». (Илюшин 1968: 146-147). А. А. Илюшин отдельно касается вопроса о роли реминисценций из Данте в русских художественных текстах, иными словами -о художественной функции реминисценций: «Художественные функции литературных реминисценций различны. В одном случае писатель, прибегая к торжественно-серьезному использованию фразовых конструкций Данте, имеет целью подчеркнуть значительность, трагизм описываемой ситуации. В другом случае, напротив, писатель хочет показать никчемность своих персонажей и с этой целью, используя внешне уместный повод, сравнивает их с грандиозными фигурами мучеников дантовского «Ада». Если же в произведении русской литературы речь идет о средневековой Италии и автор, желая во всей полноте воссоздать средневековый итальянский колорит, вводит в свой рассказ мотив из «Божественной комедии», - здесь реминисценция призвана играть совсем другую роль. Иногда писатель просто намерен продемонстрировать свое знание Данте» (Илюшин 1968: 146-147).
Представляется, однако, что применительно к литературе акмеизма функции и типология дантовских реминисценций гораздо более широки. Присутствие отсылок к Данте у акмеистов может быть рассмотрено не только как перечень реминисценций, направленных на усиление положительного или отрицательного пафоса произведения, но как система расширения поэтического смысла, основанная на интертекстуальных связях.
Следует отметить статью С. И. Бэлзы «Образ Данте у русских поэтов», которая вошла в дантологический сборник «Дантовские чтения» (Бэлза 1968).
Бэлза выделяет в данной работе особенности восприятия Данте русскими художниками слова и указывает на некоторые дантовские реминисценции, возникающие в русской лирике, начиная с Пушкина и заканчивая Ахматовой. Однако ученый ограничивается своего рода перечнем аллюзий и реминисценций, обращаясь к особенностям восприятия Данте русскими поэтами и не акцентируя внимания на системности обращения к некоторым дантовским образам и мотивам.
Думается, вопрос о проникновении Данте в русскую литературу не ограничивается указанием на особенности рецепции Данте и перечислением дантовских аллюзий и реминисценций. Речь здесь может идти не только о роли, но и о функции образов и мотивов Данте применительно к поэзии акмеизма.
Оригинальный подход видится в работе Л. Силард «Герметизм и герменевтика» (Силард 2001). Исследователь вводит понятие «дантов код» применительно к поэзии символизма. Силард говорит о единой семиосфере, сформированной текстами Данте в восприятии поэтов, образы великого флорентийца становятся для художников слова теми символами, которые организуют связи между текстами различных авторов. С одной стороны, с помощью «дантова кода» символисты добиваются сужения круга читателей, вводя как своеобразный критерий отбора особый поэтический дискурс, с другой - обращение к «дантову коду» позволяет максимально расширить поэтическую семантику. Как представляется, основные положения указанной работы вполне могут быть применены и в отношении акмеизма.
Также необходимо выделить исследования особенностей функционирования «чужого» дантовского слова в лирике акмеистов и отметить выполненные в этом ключе работы М. Б. Мейлаха, В. Н. Топорова, Р. И. Хлодовского, Н. В. Королевой, А. К. Жолковского (Мейлах, Топоров 1972, Хлодовский 1992, Королева 1992, Жолковский 1999), однако попытки систематического изложения принципов присутствия аллюзий, реминисценций из Данте, отсылок, скрытых цитат и т. д. в поэтических текстах нашей наукой пока предпринято не было. Тем не менее, как было показано, вопрос об интертекстуальности и порождаемых ею «подтекстах» в применении к изучению акмеизма в настоящее время является наиболее актуальным, а метод исследования с точки зрения присутствия в текстах «чужого» текста -наиболее перспективным.
Степень изученности материала на сегодняшний день, таким образом, определена присутствием в филологической науке отдельных исследований дантовского слова в поэзии некоторых представителей акмеизма. Однако современная ситуация в литературоведении, предполагающая широкий культурологический и интертекстуальный (с точки зрения текстов культуры) подход к изучению русской лирики начала XX в., требует систематизации и обобщения фактов обращения к Данте. Системного филологического анализа слова Данте в поэзии акмеистов пока предпринято не было.
Располагая достаточно проработанным аппаратом исследования интертекста в поэзии акмеизма, с одной стороны, и перечнем некоторых дантовских «элементов» художественных акмеистических текстов - с другой, мы сможем систематизировать факты обращения акмеистов к Данте, не просто указав на возникающие межтекстовые отношения, но установив их художественную функцию. Это обусловливает новизну настоящего диссертационного исследования. Представляется, что настоящее исследование станет одним из первых опытов системного подхода к дантовскому «слову» в поэзии Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и других представителей акмеизма.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью выявления нового, ранее не систематизированного, аспекта творчества акмеистов. В настоящем диссертационном исследовании предлагается не просто упорядочить межтекстовые связи, возникающие между произведениями Данте и произведениями акмеистов, но и выявить дантовские концепты в текстах и обратиться к художественной функции, которую они выполняют в художественном тексте. Это, как представляется, позволит дополнить представления об особенностях акмеистской поэтики, в частности, о роли в ней культурного диалога.
Исходя из вышеизложенного, думается, что обращение к роли, которую сыграли творчество Данте, созданные им образы и сама фигура великого поэта в формировании творческого своеобразия акмеизма, может стать основой для выявления новых смысловых пластов художественных произведений представителей акмеизма.
Объектом диссертационного исследования является творческое наследие Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Осипа Мандельштама как центральных и наиболее значимых представителей акмеизма и творчество других представителей направления, цель обращения к которому по большей части иллюстративна. Следует оговориться, что мы сознательно прибегаем к понятию «акмеизм», а не к распространенным в последнее время в науке понятиям «постсимволизм» и «неотрадиционализм» (См.: Тюпа 1998), обозначая литературную общность и не расширяя феномена обращения к Данте на всю литературу русского модернизма.
Предмет диссертационного исследования составляют особенности функционирования дантовских мотивов, аллюзий, реминисценций и прочих отсылок к творчеству Данте в акмеистских текстах, особенности возникновения интертекста, те положения акмеистской эстетики, которые связаны с обращением к «чужому слову» (М. М. Бахтин). Также исследуются те художественные функции, которые выполняет в текстах акмеистов обращение к Данте.
Цель диссертационного исследования состоит в комплексной характеристике, системном изложении принципов присутствия концептов Данте в текстах акмеистов, в упорядочении отсылок к Данте, дантовских мотивов, аллюзий и реминисценций, в выявлении роли дантовского пласта, который присутствует во многих произведениях, созданных акмеистами.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
• выявить дантовские мотивы, дантовские аллюзии, реминисценции, обращения, посвящения и прочие явные и скрытые отсылки к Данте в творчестве Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Осипа Мандельштама и других представителей Цеха;
• определить способы введения в поэтический текст и особенности функционирования слова Данте у акмеистов;
• показать системность межтекстовых связей, возникающих между текстами Данте и текстами акмеистов, и важность системного интертекстуального подхода к анализу поэтических произведений акмеистов с позиции присутствия в них дантовского слова;
• выявить возможность применения категории «концепт» в отношении тех произведений акмеистов, которые отсылают к творчеству Данте, и определить систему дантовских «концептов», которые расширяют концептосферу акмеизма;
• охарактеризовать основные концепты и выделить художественную функцию, присущую их реализации в поэтическом тексте;
• связать особенности появления отсылок к Данте в художественных текстах акмеистов с особенностями акмеистской эстетики и поэтики;
• установить роль и место Данте в художественном сознании акмеистов, ориентированном на максимальное расширение культурного контекста.
Источником диссертационного исследования стали художественные тексты Анны Ахматовой, Николая Гумилева и Осипа Мандельштама, а также тексты, созданные другими акмеистами. Кроме того, мы обращались к критическим работам, литературным манифестам и переписке, в которых выражены эстетические установки акмеизма.
Методологическим основанием работы является концепция литературного анализа межтекстовых отношений, которая предполагает выделение лингвокультурных концептов и обращение к стихотворному материалу с точки зрения поиска интертекстов и семантического анализа.
Под концептом вслед за В. И. Карасиком в настоящей работе понимается многомерное ментальное образование, включающее в себя ценностный, понятийный и образный элементы (Карасик 1999). Структура концепта включает в себя ядро и обширное интерпретационное поле, которое формируется на основе ассоциативных связей, определенных культурным контекстом. Принципиальное отличие лингвокультурного концепта состоит в том, что, будучи многомерной категорией, концепт воплощает ценностное отношение к отображаемому объекту или явлению.
Данную работу характеризует комплексный метод исследования. Методологию исследования отличает традиционный историко-литературный подход. Также результативным в настоящем исследовании показало себя применение герменевтического метода, обращение к структурно-семиотическому и системно-типологическому подходам. Обращение к поэтическому тексту определило использование различных методов анализа, применяемых в стиховедении. Для решения поставленных в настоящем исследовании задач применяются принципы мотивного, структурного, историко-функционального анализа художественного текста, изложенные в работах М. Б. Гаспарова, Ю. М. Лотмана, X. Р. Яусса. Диалог автора и читателя проанализирован с точки зрения историко-функционального изучения литературы и рецептивной эстетики (См.: Яусс 1995).
Кроме того, в работе часты обращения к категории современного литературоведения «игровое начало». «Игровое начало так или иначе окрашивает творческую (в том числе и художественную) деятельность человека, ее стимулирует и сопровождает», - отметил В. Е. Хализев (Хализев 2000: 64). Игровое начало поэзии акмеистов в настоящей работе понято как средство реализации биографического контекста в коммуникативной связи, возникающей между автором и читателем, в соответствии с позицией Ю. М. Лотмана, манифестированной в работе «Внутри мыслящих миров».
Также некоторые положения работы трактуются с позиции «чужого слова», воплощения традиции в художественном тексте, когда, по выражению
М. М. Бахтина, «автор говорит не на данном языке, а как бы. через язык. объективированный, отодвинутый от его уст» (Бахтин 1975: 112-113), и интертекстуальности, в том значении, в котором ввела его в обиход 10. Кристева, и в понимании современного литературоведения интертекстуальность как «общая совокупность межтекстовых связей, в состав которых входят не только бессознательная, автоматическая или самодовлеющая игровая цитация, но и направленные, осмысленные, оценочные отсылки к предшествующим текстам и литературным фактам» (Хализев 2000: 261). Широко понятая интертекстуальность, как отметил Г. К. Косиков (Косиков 1993: 42), способна обогащать сферу речевой деятельности и арсенал художественно-речевых средств мастеров слова.
Отметим, что интертекстуальность является также категорией лингвокультурологии, а соответственно, характеризует не только отношения, возникающие между текстами, но и взаимодействие языка и культуры, соответственно, обращение к этой категории позволит охватить систему интересующих нас концептов.
К средствам реализации интертекстуальности относят цитаты, аллюзии и реминисценции, посредством которых осуществляется межтекстовое взаимодействие. Вслед за Т. Л. Ревякиной, систематизировавшей средства реализации интертекстуальности в современной поэзии, под цитатой в настоящей работе понимается дословная выдержка из какого-либо произведения. В художественной речи цитата является частью другого текста, «интегрированной заимствующим текстом в его структуру» (Лукин 1999: 69). Реминисценция - это, в соответствии с определением А. Квятковского (Квятковский 1966: 238), намеренное или невольное воспроизведение поэтом знакомой фразы или образной конструкции из другого художественного произведения. В отличие от заимствования и подражания, реминисценции бывают достаточно «неуловимыми» в поэтических текстах, зачастую обладая оттенком неосознанного употребления их автором. Под аллюзией понимается «стилистический прием, употребление в речи или в художественном произведении ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт, исторический или бытовой» (Квятковский 1966: 20). «В отличие от остальных тропов, которые устраняют буквальный смысл слов (не скрывая его полностью) и помещают на его место новый смысл, аллюзия, напротив, сохраняет начальный смысл фразы, но позволяет нам ассоциировать ее посредством дедукции с новым утверждением», - заметил Ц. Тодоров (Тодоров 1974: 132).
На защиту выносятся следующие положения:
1. Все виды отсылок к Данте в творчестве акмеистов следует рассматривать системно. В этом случае обращение акмеистов к Данте может быть интерпретировано как реализация особой поэтики.
2. Для характеристики особенностей обращения к Данте в творчестве акмеистов применима категория «концепт».
3. Система концептов, определяемых восприятием дантовских текстов, представлена тремя основными концептами: «Италия», «Беатриче» и «Данте».
4. Данные концепты могут быть рассмотрены как своеобразный код, понимание которого необходимо для полноценной интерпретации художественного произведения.
5. Обращение к указанным концептам вносит дополнительные коннотации, в том числе, оценочные, в поэтическую семантику.
6. Будучи следствием реализации «ассоциативной» поэтики, концепты формируют особый поэтический дискурс, в этом плане модель построения смысла на основе межтекстовых отношений может быть представлена как продуктивная не только в отношении Данте, но и применительно к другим представителям мирового художественного наследия, к которым обращалась культурная память акмеизма.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что выводы, сделанные в настоящей работе, позволят расширить методологию филологических исследований литературы Серебряного века. Упорядочение дантовских текстов в поэзии акмеизма приведет к выявлению некоей схемы, которая может служить критерием интерпретации произведения. Кроме того, взгляд на акмеистскую лирику и эстетику с позиций «дантова кода» поможет выявить новые, ранее не исследованные, смыслы отдельных произведений. Таким образом, картина русской лирики начала 20 века будет дополнена новой позицией, которая поможет более полно представить пути развития русской лирики. Результаты работы могут быть использованы в дальнейших литературоведческих исследованиях темы связей Данте и русской литературы и для составления историко-литературных комментариев к текстам. Также результаты проведенного исследования могут найти применение в лекционных курсах, спецкурсах, посвященных изучению Серебряного века.
Апробация исследования была проведена на международных научных конференциях на факультете филологии и журналистики Ростовского государственного университета (Ростов-на-Дону, октябрь 2002, 2003, 2004), конференциях молодых ученых в Саратовском государственном университете (Саратов, май 2004, май 2005), конференциях кафедры отечественной литературы XX в. Ростовского государственного университета. По теме диссертации опубликовано 6 научных работ:
1. Рослый А. С. Образ Прекрасной Дамы в поэтическом цикле Н. Гумилева «Беатриче» // Материалы конференции аспирантов факультета филологии и журналистики. Ростов н/Д, 2002. - С. 38-40.
2. Рослый А. С. Данте в эстетике акмеизма. Диалог культур // Литература в диалоге культур: Материалы международной научной конференции. Ростов н/Д, 2003.-С. 113-115.
3. Рослый А. С. «Итальянские мотивы» в лирике Николая Гумилева // Литература в диалоге культур-2: Материалы международной научной конференции. Ростов н/Д, 2004. - С. 85-88.
4. Рослый А. С. Беатриче Данте и Беатриче Гумилева: диалог символов \\ Филологические этюды: Сборник научных статей молодых ученых. Вып. 8, Ч. 1-П. Саратов, 2005. - С. 163-168.
5. Рослый А. С. Интерпретация стихотворения А. Ахматовой «Сколько просьб у любимой всегда» в свете дантовской семантики // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Ч. 2. Ростов н/Д, 2005.-С. 97-104.
6. Рослый А. С. Данте в «ассоциативной поэтике» О. Мандельштама // Научная мысль Кавказа. №11. Ростов н/Д, 2005. - С. 154-158.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, состоящей из 28 художественных и 257 научных источников. Первая глава посвящена выраженному в творчестве акмеистов концепту «Италия» как объединяющему дантовские тексты в поэзии акмеистов понятию; во второй главе анализируется один из самых значительных концептов в литературе всего Серебряного века, концепт «Беатриче»; в третьей главе внимание сосредоточено на объединяющем предыдущие концепту «Данте». В Заключении сделаны выводы относительно системы межтекстовых связей, возникающих в художественных произведениях, которые созданы представителями уникального явления русской литературы - акмеизма.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 255 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031