Меню сайта
Главная » 2014 » Июнь » 21 » Скачать Центральное и мозговое кровообращение у мальчиков 10-17 лет в процессе возрастного развития. Мишина, Екатерина Геннадьевна бесплатно
4:15 PM
Скачать Центральное и мозговое кровообращение у мальчиков 10-17 лет в процессе возрастного развития. Мишина, Екатерина Геннадьевна бесплатно

Центральное и мозговое кровообращение у мальчиков 10-17 лет в процессе возрастного развития

Диссертация

Автор: Мишина, Екатерина Геннадьевна

Название: Центральное и мозговое кровообращение у мальчиков 10-17 лет в процессе возрастного развития

Справка: Мишина, Екатерина Геннадьевна. Центральное и мозговое кровообращение у мальчиков 10-17 лет в процессе возрастного развития : диссертация кандидата биологических наук : 03.00.13 Архангельск, 2005 146 c. : 61 05-3/581

Объем: 146 стр.

Информация: Архангельск, 2005


Содержание:

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
ГЛАВА 1: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
11 Возрастная динамика показателей центральной и мозговой гемодинамики у детей и подростков
12 Влияние дозированной статической нагрузки на состояние центральной гемодинамики и мозгового кровообращения
13 Механизмы регуляции мозгового кровообращения в покое и во время действия тестирующих нагрз^ок
ГЛАВА 2: МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
21 Организация исследования и характеристика обследуемого контингента
22 Методы исследования
ГЛАВА 3: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И МОЗГОВОЙ ГЕМОДИНАМИКИ
11 Характеристика основных показателей центральной гемодинамики у мальчиков 10- лет
12 Возрастные изменения показателей церебральной гемодинамики у мальчиков 0 лет
13 Корреляционные взаимоотношения показателей центральной гемодинамики и мозгового кровообращения в покое
ГЛАВА 4: РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯЦИИ ПРИТОКА КРОВИ К ГОЛОВНОМУ МОЗГУ У МАЛЬЧИКОВ 10-17 ЛЕТ
41 Реактивность показателей центральной и мозговой гемодинамики в ответ на действие дозированной статической нагрузки у мальчиков
10-17 лет
42 Корреляционные взаимоотношения показателей центральной гемодинамики и мозгового кровообращения в процессе выполнения дозированной статической нагрузки

Введение:

Актуальность исследования. Изучение особенностей центрального и мозгового кровообраш,ения организма является актуальной задачей физиологии, поскольку состояние мозгового кровообращения достаточно часто лимитирует не только пределы нормального функционирования организма человека, но и длительность его жизни. Одной из патологий, наиболее часто приводящих к неблагоприятному исходу, в настоящее время является группа заболеваний, связанных с нарушением мозгового кровотока, предпосылки, к возникновению которых закладываются в очень раннем детстве (Шток В.Н., 1987; Шахнович А.Р., Шахнович В.А.,1996; НеретинВ.Я, Котов СВ., 1997; Трошин В.Д. с соавт., 1999).Жизнь современных детей и подростков связана с интенсификацией информационных потоков, повышенной стрессорностью и значительным ограничением двигательной активности. Негативное влияние на здоровье учащихся оказывают такие факторы, как большие зд1ебные нагрузки, особенно в старших классах, преобладание статических нагрузок над динамическими в процессе учебной деятельности в школе и дома (Антропова М.В. с соавт., 1995; Ильин А.Г., Звездина И.В., 2000; Дерягина Л.Е., 2001).Кровоснабжение головного мозга, адекватное условиям жизни человека является одной из важнейших функций системы кровообращения (Угрюмов В.М. с соавт., 1984;Теплов СИ., 1987). Высокий уровень метаболизма мозговой ткани, отсутствие в мозге энергетического субстрата, способного обеспечить трофику нейронов за счет анаэробных процессов, требует интенсивного и бесперебойного кровоснабжения этого органа (Мчедлишвили Г.И., 1986; Москаленко Ю.Е.,1984, 1991;Wallace R., Price И., 1999). Изучение закономерностей развития мозгового кровообращения относится к фундаментальным аспектам исследования сердечно-сосудистой системы.Головной мозг по сравнению с другими органшли имеет более развитую анатомо-физиологическую организацию системы регионарного кровообращения, вследствие чего механизмы регуляции церебрального кровотока отличаются высокой сложностью и многоуровневым характером своих проявлений (Митагвария Н.П., 1984, 1989; Павлов Н.А., 1988; Ишекова Н.И., 1993; Хананашвили Л.А., 2001).Церебральное кровообращение является частью системы кровообращения целостного организма, поэтому важно сочетанное исследование центральной и мозговой гемодинамики (Шхвацабая И.К. с соавт., 1982; Верстакова О.Е., 2001; Исупов И.Б., 1996, 2001).Существенное значение имеет анализ возрастных преобразований общего церебрального кровотока, что особенно актуально у детей, поскольку у них происходит интенсивная морфологическая и функциональная перестройка органов (Колесов Д.В., Сельверова Н.Б., 1978; Осколкова М.К., 1988; БезобразоваВ.Н., 2003).В последние годы патология мозгового кровообращения существенно омолодилась и занимает весомую долю в структуре детской инвалидности заболеваний сердечно-сосудистой системы. Становится понятным, что ее предпосылки закладываются уже в школьном возрасте (Шахнович А.Р., Шахнович В.А., 1996; Неретин В.Я, Котов СВ., 1997). Разработка современных диагностических методов позволяет предупредить возникновение отклонений в состоянии здоровья школьников связанных с нарушением регуляции мозгового кровообращения.До настоящего времени изучение величины мозговой фракции сердечного выброса на разных этапах индивидуального развития проводилось преимущественно при анализе объединенных возрастных групп (Виничук СМ., Зелигер А., 1984; Соломко А.П., 1992; Исупов И.Б., 1996, 2001). Это не дает возможности провести оценку общего характера возрастных преобразований мозгового кровообращения и его зависимости от центральной гемодинамики.Более полное представление о состоянии центральной гемодинамики и мозгового кровообращения и закономерностях их регуляции, позволяют получить функциональные пробы, приближенные к реальным условиям жизни (Тупицын И.О., 1985; Пятков А.В., 1996). Влияние дозированной статической нагрузки на функциональное состояние мозгового кровообращения у мальчиков 1 0 - 1 7 лет недостаточно изучено. Между тем дети этого возраста подвержены влиянию значительных статических нагрузок (напряжение небольших групп мышц кисти при письме), которые являются существенным компонентом образовательного процесса (Хрипкова А.Г., 1982; Антропова М.В., Кольцова М.М., 1983) и оказывают значительное воздействие на сердечно-сосудистую систему (Тупицын И.О. с соавт., 1995).Изучение возрастных особенностей, развития механизмов регуляции притока крови к головному мозгу, в покое и при действии дозированной статической нагрузки, является актуальной задачей возрастной физиологии и профилактической кардиологии, позволяющих выявить группы риска среди школьников по развитию ранних нарушений церебрального кровообращения.Цель и задачи исследования. Цель работы - изучить возрастные особенности центрального и мозгового кровообращения у мальчиков 10 -17 лет.Для решения цели бьши поставлены следующие задачи: 1. Изучить возрастные изменения артериального давления и показателей сердечного выброса у мальчиков 10-17 лет.2. Изучить особенности соотношения сердечного выброса и мозгового кровотока у мальчиков 10—17 лет.3. Установить возрастные особенности реактивности центральной и церебральной гемодинамики в ответ на дозированную статическую нагрузку.4. Оценить состояние механизмов регуляции мозгового кровообращения в процессе возрастного развития у мальчиков 10-17 лет в покое и при действии дозированной статической нагрузки Положения, выносимые на защиту. 1. В процессе возрастного развития у мальчиков 1 0 - 1 7 лет в ответ на действие статической нагрузки на мышцы предплечья (30% МПУ) независимо от изменений показателей центральной гемодинамики (увеличение или снижение сердечного выброса) происходит уменьшение значений церебральной фракции кровообраш;ения.Наблюдается однотипная реакция мозговых сосудов различного диаметра — повышение тонуса крупных и средних артерий и незначительное снижение тонуса мелких сосудов.2. У мальчиков 1 0 - 1 7 лет в ответ на действие тестирующей нагрузки выявлено два типа реагирования центральной гемодинамики. У детей и подростков, относящихся к первому типу реагирования - с увеличением сердечного выброса, с возрастом отмечается уменьшение корреляционной зависимости между показателями церебральной фракции кровообращения, артериальным давлением и сердечным выбросом. У мальчиков, относящихся ко второму типу реагирования - с уменьшением сердечного выброса, от 10 к 17 годам наблюдается значительное усиление корреляционной зависимости между показателями церебральной фракции кровообращения и центральной гемодинамики.3. У детей и подростков, относящихся ко второму типу реагирования центральной гемодинамики в ответ на действие статической нагрузки на мышцы предплечья (30% МПУ), отмечается выраженное ухудшение притока крови к головному мозгу. Наблюдается избыточно жесткая и неэкономная регуляция мозгового кровотока, что можно рассматривать как неблагоприятный фактор по развитию нарушений церебрального кровообращения, приводящий к инвалидизации.Новизна исследования. Впервые установлено, что статическая нагрузка на мышцы предплечья в 30% от максимального произвольного усилия близкая к той, с которой мальчики 1 0 - 1 7 лет сталкиваются повседневно в процессе школьного обучения, вызывает у всех испытуемых снижение притока крови к головному мозгу. Изменения сердечного выброса, при этом могут быть разнонаправленными.Погодовое изучение абсолютной и относительной величины церебральной фракции кровообращения позволило установить, характер изменений притока крови к головному мозгу в процессе возрастного развития.Выявлено, что как в процессе роста и развития, так и во время действия статической нагрузки регуляция притока крови к мозгу осуществляется преимущественно за счет механизма контролирующего изменение тонуса церебральных сосудов. Выявление второго типа реагирования на статическую нагрузку позволяет отнести этих подростков к группе риска по развитию ранних нарушений мозгового кровообращения.Научно-практическая значимость исследования. Углубление знаний о возрастных особенностях механизма регуляции притока крови к головному мозгу, позволяет решать вопросы профилактиют развития заболеваний сосудистой системы головного мозга, которые на сегодняшний день занимают одно из ведущих мест в инвалидизации населения, в том числе молодого возраста.Полученные данные позволяют утверждать, что статическая нагрузка на мыпщы предплечья близкая к той, с которой дети сталкиваются повседневно при обучении в школе, в частности при письме, приводит к снижению притока крови к головному мозгу у школьников, что можно рассматривать как фактор вызываюпщй нарушение регуляции мозгового кровообращения и, следовательно, требуюпщй организации профилактических мероприятий, для предотвращения ранних отклонений функционирования сосудистой системы головного мозга.Данное исследование представляет большой практический интерес для профилактической кардиологии, которая интегрирует в себя широкий спектр проблем связанных как с патологией, так и с нормальным функционированием и развитием сердечно-сосудистой системы человека.Разработанный комплексный подход в оценке состояния мозгового кровотока и его регуляции, позволяет вьывлять группы риска среди школьников по развитию ранних нарушений церебрального кровообращения.Результаты диссертационного исследования, включены в учебную программу теоретического и практического обучения студентов Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии г.Нижнего Тагила по дисциплинам: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Школьная гигиена», а также в преподавании дисциплин «Основы сестринского дела», «Основы социальной медицины», «Сестринское дело в терапии», «Основы реабилитации», «Сестринское дело в неврологии» для студентов факультета социальной работы (акт о внедрении от 22.11.2004).Диссертационное исследование выполнено в соответствии с планом НИР Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова.Апробация работы. Материалы исследований доложены на XIV научнопрактической конференции «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире» (Коломна, 2004 г.); Всероссийской научной конференции «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» (Челябинск, 2004 г.); Третий Российский конгресс «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии» (Москва, 2004 г.).По материалам диссертации опубликовано 4 печатные работы.Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 146 страницах машинописного текста и состоит из введения, 4 глав, заключения, выводов и списка литературы. Работа иллюстрирована 8 рисунками и 20 таблицами. Библиография включает 219 источников, из них 171 отечественных и 48 зарубежных публикаций.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 165 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30