Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 27 » Скачать Актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Черепанова, бесплатно
2:56 AM
Скачать Актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Черепанова, бесплатно
Актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Диссертация

Автор: Черепанова, Ольга Александровна

Название: Актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования

Справка: Черепанова, Ольга Александровна. Актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Черепанова Ольга Александровна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т] - Екатеринбург, 2007 - Количество страниц: 195 с. ил. Екатеринбург, 2007 195 c. :

Объем: 195 стр.

Информация: Екатеринбург, 2007


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Теоретические основания актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования
11 Состояние проблемы актуализации повышения квалификации педагогов в теории и практике дополнительного образования
12 Теоретико-методологические основания актуализации содержания повышения квалификации педагогов дополнительного образования
13 Актуализация ключевых компетенций в содержании образовательной программы как основа эффективного повышения квалификации педагогов дополнительного образования
ГЛАВА 2 Опытно-поисковая работа по обеспечению эффективности повышения квалификации педагогов дополнительного образования
21 Цель, задачи и этапы организации опытно-поисковой работы
22 Содержание опытно-поисковой работы по обеспечению эффективности актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования
23 Оценка и анализ результатов опытно-поисковой работы

Введение:

Актуальность исследования.
Изменение политических, экономических и социальных ориентиров общества оказывает значительное влияние на сферу образования. В новых социально-экономических условиях происходит процесс модернизации дополнительного образования детей и адаптация его к новым веяниям времени. Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется несоответствием между необходимостью расширения и реформирования сферы дополнительного образования детей в связи с возрастающими требованиями к уровню образованности специалистов данной сферы, способных осознавать и реализовывать новые тенденции в образовании, и состоянием исследованности процесса повышения их компетентности. Полагая под компетентностью обеспечение эффективной реализации компетенций - того, чем человек овладел, в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования важно четкое осознание своих компетенций и целей их реализации.
В связи с этим необходимо определить совокупность ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагога дополнительного образования, который должен отвечать современным требованиям: быть образованным специалистом, креативной личностью, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. Под компетенциями мы понимаем совокупность знаний, умений и социального опыта, а также профессиональных полномочий, функций, которыми предстоит овладеть. Они создают необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе. Ключевыми компетенциями при этом нами понимаются те, которые носят доминирующий, системообразующий характер.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования определяется противоположностями во взглядах на содержание повышения квалификации педагогов дополнительного образования. В настоящее время в теории постдипломного образования в трактовке подходов к понятию «содержание повышения квалификации» можно выделить различные характеристики. Если В. В. Краевский определяет содержание повышения квалификации как совокупность дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных знаний, что отражает определенную профильность в образовании, то О. С. Анисимов, Л. К. Веретенникова, Б. С. Гершунский считают необходимым в содержании повышения квалификации переориентироваться с технократической подготовки педагога на развитие личности, с усвоения знаний, умений и навыков на овладение культурой и методологией педагогической работы, что проявляется в общепрофессиональном подходе к формированию содержания повышения квалификации.
Проанализировав различные подходы, мы в своем исследовании считаем целесообразным понимать под содержанием повышения квалификации педагогов дополнительного образования совокупность ключевых компетенций, ориентированных на развитие личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферы), на развитие функций педагогической деятельности (гностическую, конструктивно-проектировочную, коммуникативную, организаторскую). При этом в содержании повышения квалификации актуализируются базовые (основные) и вариативные (дополнительные) компетенции. К ним в первую очередь относятся: познавательная, коммуникативная, профессионально-технологическая, конструктивно-проектировочная, исследовательская, социально-профессиональная, информационно-коммуникационная и рефлексивно-психологическая.
На научно-методическом уровне актуальность исследования определяется противоречием между необходимостью создания целостной системы профессионального совершенствования специалистов дополнительного образования и отсутствием способов актуализации ключевых компетенций в содержании программно-методического обеспечения повышения квалификации. Актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования нами рассматривается как перевод компетенций педагогов из потенциальной совокупности требований общества и государства к данной категории педагогов в компетентность, актуальное, значимое для настоящего момента профессиональное достояние педагога. Повышение квалификации сможет оправдывать свое предназначение, когда содержание его программно-методического обеспечения строится на прогнозировании развития и диагностируемом процессе приращения компетентности педагогов.
Анализ актуальности темы и выявленных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске и выборе педагогических возможностей актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Востребованность практики актуализации ключевых компетенций в системе повышения квалификации определила выбор темы исследования, которая сформулирована следующим образом: «Актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования».
Цель исследования: выявить, определить и обосновать актуализацию ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Объект исследования: содержание процесса повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Предмет исследования: актуализация совокупности ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Гипотеза исследования: предполагается, что эффективное повышение квалификации педагогов дополнительного образования может обеспечиваться посредством актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации; сущность актуализации ключевых компетенций предположительно состоит в переводе компетенций педагогов из потенциальной совокупности требований общества и государства в компетентность, значимое для настоящего момента профессиональное достояние педагога; к ключевым компетенциям могут быть отнесены познавательная, коммуникативная, профессионально-технологическая, конструктивно-проектировочная, исследовательская, социально-профессиональная, информационно-коммуникационная и рефлексивно-психологическая компетенции; актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации может рассматриваться как механизм, в структуре которого присутствуют основание, задачи, технология реализации и результат; технология актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования, вероятно, заключается в следующем: выделение ключевых компетенций из совокупности базовых (основных) и вариативных (дополнительных) компетенций, представленных в современных научно-педагогических исследованиях и нормативных квалификационно-педагогических требованиях к данной категории педагогов; формирование содержания образовательной программы повышения квалификации соответственно выделенным ключевым компетенциям; внедрение активных способов обучения, адекватных способам профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, способствующих оптимальному освоению содержания; результатом актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования предполагается приращение уровня компетентности педагогов дополнительного образования, которое выражается в степени освоенности теоретической и практической составляющих ключевых компетенций педагогов, в позитивности их мотивационно-оценочных представлений о собственной профессиональной деятельности.
В соответствии с целью, объектом, предметом, выдвинутой гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать исследованность актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования в педагогических, психологических, социологических исследованиях и нормативных документах для определения сущности понятий «актуализация содержания повышения квалификации», «содержание повышения квалификации педагогов дополнительного образования» и «ключевые компетенции педагога дополнительного образования».
2. Выявить структуру, содержание и механизм актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
3. Обосновать и опытно-поисковым путем проверить эффективность механизма актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Методологической основой исследования являются: системный подход, позволяющий установить предметные и междисциплинарные связи содержания относительно профессионально-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования детей (В. Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Э. М. Никитин, М. М. Поташник, М. Н. Скаткин, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин, Н. Б. Шмелева и др.); личностно ориентированный и деятельностный подходы, направленные на формирование личности специалиста (Ш. А. Амонашвили,
В. И. Андреев, Л. С. Выготский, А. С. Белкин, А. Г. Гостев, В. В. Давыдов,
B. К. Дьяченко, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, Б. М. Теплов и др.); общенаучные принципы социально-педагогического исследования (М. Е. Дуранов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. Г. Салмина, Б. М. Теплов, Г. П. Щедровицкий, А. И. Щербаков и др.); ко нцепции педагогического образования, развития профессионально-образовательных систем (А. Ф. Аменд, В. Л. Беликов,
C. А. Днепров, Э. Ф. Зеер, Л. М. Кустов, В. С. Лазарев, А. К. Маркова, Э. М. Никитин, М. М. Поташник, В. Д. Симонов, В. А. Сластенин и др.); подходы к изучению проблем компетентности и ее оценивания в социальной и образовательной сферах (И. А. Зимняя, А. К. Маркова, С. Г. Молчанов, Н. А. Томин, В. С. Черепанов и др.); теоретико-методологические и практические аспекты проектирования и модульного обучения (Н. Г. Алексеев, О. С. Анисимов, С. А. Днепров, П. И. Третьяков, М. А. Чошанов и др.); научно-педагогические положения, касающиеся воспитания и дополнительного образования детей: формирование новой философии образования (Ю. П. Азаров, Г. С. Альтшулер, Д. Б. Богоявленская, Б. 3. Вульфов, Н. Ю. Синягина); педагогическое управление деятельностью субъектов дополнительного образования (В. А. Горский, Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, А. Б. Фомина, Н. И. Фуникова, А. И. Щетинская и др.); исследования по совершенствованию профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования (М. А. Валеева, Т. Н. Гущина, И.В. Калиш, З.А. Каргина, Е.А. Наумова и ДР-)
База исследования: Базой исследования является Челябинский институт дополнительного профессионально-педагогического образования слушатели курсов повышения квалификации, а также коллективы учреждений дополнительного образования детей Челябинской области: МУ ДОД Дом детского творчества г.Кыштыма; МУ ДОД Центр дополнительного образования для детей г.Южноуральска. Работа по апробации эффективности образовательной программы проводилась на базе ГОУ Челябинский Институт дополнительного профессионально-педагогического образования, НОУ ВПО Челябинский гуманитарный институт, учреждения ДОД: ГОУ Областной центр дополнительного образования детей; Федеральная экспериментальная площадка «Специализированный центр УрФО по работе с одаренными детьми»; МУ ДОД Городской Дворец пионеров и школьников им.Н.К. Крупской, МУ ДОД Центр развития творчества детей и юношества, МУ ДОД Центр детско-юношеского туризма «Космос» Тракторозаводского района, МДОУ №125 г.Челябинска; МДОУ №25 г.Миасса Челябинской области.
Этапы и методы исследования определялись, исходя из поставленных задач исследования и охватывают период с 2003г. по 2007г. В период исследования применялись теоретические методы: анализ научно-теоретической и психолого-педагогической литературы, анализ нормативных источников, учебных программ и учебно-тематических планов, изучение педагогического опыта, синтез полученных данных; эмпирические методы: педагогическое наблюдение; анкетирование, опрос, интервью; анализ результатов опытно-поисковой деятельности; систематизация экспериментальных данных, их интерпретация.
1 этап (2002-2003гг.) На первом этапе нами проводилось изучение исследований по проблеме повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей; анализ учебных программ и учебно-тематических планов курсов повышения квалификации педагогов ДОД в различных учреждениях дополнительного профессионально-педагогического образования, а также в Челябинском институте дополнительного профессионально-педагогического образования (ЧИДППО) и в рамках выездных курсов повышения квалификации в учреждениях дополнительного образования детей Челябинской области; выявление противоречий и нерешенных задач, определение методологических и теоретических позиций исследования.
Нами анализировались: опыт деятельности ЧИДППО по проблеме исследования, практика организации и содержания повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей, состояние дополнительного образования детей в учреждениях областной образовательной системы; проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы, где уточнялись актуальность содержания и адекватность организации процесса повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей в ходе занятий курсов повышения квалификации, изучалась профессионально-педагогическая характеристика педагогов дополнительного образования детей, уровень их профессиональной компетентности.
Применялись методы теоретического анализа источников по проблеме исследования, включая содержание нормативных документов; методы педагогического наблюдения; методы, используемые в констатирующем эксперименте по анкетированию и первичной обработке статистического материала. В результате собран фактический материал, характеризующий состояние дополнительного образования детей в учреждениях областной образовательной системы; профессиональный портрет педагогов дополнительного образования детей, статистические данные уровня их профессионально-педагогической компетентности. Результатом данного этапа явилось определение исходных позиций исследования: цели, объекта, предмета, гипотезы, методов исследования.
2 этап (2003-2006гг.) На втором этапе в ходе экспериментальной работы уточнялось соответствие содержания повышения квалификации и реальной педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей; выявлялись количественные и качественные показатели компетентности педагогов дополнительного образования детей на базовых площадках исследования; разрабатывалась образовательная программа как системообразующий компонент повышения квалификации, способствующий увеличению уровня компетентности педагогов ДОД; проводилась опытно-поисковым путем проверка обоснованности и эффективности оснований актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей.
Применялись методы изучения и обобщения педагогического опыта; методы структуризации, педагогического моделирования; праксиметрические методы (анализ продуктов педагогической деятельности). Результатом стало моделирование образовательной программы повышения квалификации «Научно-теоретические и психолого-педагогические основы дополнительного образования детей», разработка методического и дидактического обеспечения вариативных модулей данной образовательной программы, а также инструментария оценивания количественных и качественных показателей компетентности педагогов дополнительного образования детей как результата актуализации ключевых компетенций в содержании образовательной программы повышения квалификации.
3 этап (2006-2007гг.) На третьем этапе проводилась обработка и оформление результатов материалов исследования; формирование практических рекомендаций по использованию образовательной программы повышения квалификации педагогов дополнительного образования; в 2006-2007гг. проведена контрольная апробация механизма актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования на базе Федеральной экспериментальной площадки «Специализированный центр УрФО по работе с одаренными детьми» - МУ ДОД Городской Дворец пионеров и школьников. Результаты данного этапа позволили уточнить условия гипотезы, осуществить внедрение результатов исследования.
Применялись методы наблюдения, анкетирования, оценивания, экспертно-групповое оценивание, методы статистической обработки экспериментальных данных, синтез научной информации, педагогическая интерпретация и апробация практических рекомендаций.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• выявлена совокупность ключевых компетенций, которые в процессе актуализации определяются как доминирующие, носящие системообразующий характер; к ним относятся: познавательная, коммуникативная, профессионально-технологическая, конструктивно-проектировочная, социально-профессиональная, исследовательская, информационно-коммуникационная и рефлексивно-психологическая;
• выявлена и экспериментально доказана эффективность механизма актуализации ключевых компетенций, который заключается в следующем: выделение ключевых компетенций из совокупности базовых (основных) и вариативных (дополнительных) компетенций, представленных в современных научно-педагогических исследованиях и нормативных квалификационно-педагогических требованиях к данной категории педагогов; формирование содержания образовательной программы повышения квалификации педагогов дополнительного образования соответственно выделенным ключевым компетенциям; внедрение активных технологий обучения, адекватных способам профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования, способствующих оптимальному освоению содержания повышения квалификации педагогов дополнительного образования; выявлен показатель актуализации ключевых компетенций, в качестве которого выступает приращение уровня компетентности педагогов дополнительного образования, выражающееся в увеличении степени освоенности теоретической и практической составляющих ключевых компетенций педагогов, в позитивности мотивационно-оценочных представлений о собственной профессиональной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
• определена сущность понятия «актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации», которая состоит в переводе компетенций педагогов из потенциальной совокупности требований общества и государства в компетентность, значимое для настоящего момента профессиональное достояние педагога;
• уточнено понятие «содержание повышения квалификации педагогов дополнительного образования», под которым мы понимаем совокупность ключевых компетенций, ориентированных на развитие личности (интеллектуальную, действенно-практическую, эмоционально-волевую сферы), на развитие функций педагогической деятельности (гностическую, конструктивно-проектировочную, коммуникативную, организаторскую).
Практическая значимость исследования:
• разработана базисная образовательная программа «Научно-теоретические и психолого-педагогические основы дополнительного образования детей» и вариативные образовательные программы (по направленностям ДОД);
• подготовлены учебные пособия по дидактическому и методическому обеспечению повышения квалификации;
• систематизированы методические материалы по выявлению и экспертизе ключевых компетенций педагогов дополнительного образования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В отличие от традиционно применяемой в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования структуры содержания, основанной на общепрофессиональной тематике или узкопрофильной специфике, мы утверждаем, что эффективность образовательного процесса повышения квалификации определяется актуализацией в нем ключевых компетенций: познавательной, коммуникативной, профессионально-технологической, конструктивно-проектировочной, исследовательской, социально-профессиональной, информационно-коммуникационной и рефлексивно-психологической; обеспечением их интеграции в образовательных модулях.
2. Мы утверждаем, что механизм актуализации ключевых компетенций в содержании повышения квалификации педагогов дополнительного образования осуществляется посредством выделения их из совокупности базовых (основных) и вариативных (дополнительных) компетенций, представленных в современных научно-педагогических исследованиях и нормативных квалификационно-педагогических требованиях к данной категории педагогов; формирование содержания образовательной программы повышения квалификации педагогов дополнительного образования соответственно выделенным ключевым компетенциям; внедрение активных технологий обучения, адекватных способам профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
3. В отличие от экстенсивного образовательного процесса, основной формой которого являются лекционные аудиторные занятия, актуализация ключевых компетенций в содержании повышения квалификации может быть обеспечена внедрением способов обучения, обеспечивающих активное освоение содержания актуальной профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования.
4. Нами доказано, что показателем актуализации ключевых компетенций выступает приращение уровня компетентности педагогов дополнительного образования, выражающееся в степени освоенности теоретической и практической составляющих ключевых компетенций педагогов, в позитивности мотивационно-оценочных представлений о собственной профессиональной деятельности; критериями компетентности, выявленными в процессе сравнительного анализа, являются когнитивный, праксиологический и рефлексивный критерии.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются опорой на методологические и теоретические положения, адекватные предмету исследования, наличием значительного массива экспериментальных материалов и его качественным и количественным анализом, апробацией результатов исследования в практике курсовой подготовки в Челябинском Институте дополнительного профессионально-педагогического образования и учреждениях дополнительного образования детей, репрезентативностью полученных экспериментальных данных и воспроизводимостью результатов исследования, ретроспективным анализом собственного опыта в качестве руководителя методической работы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества Центрального района г.Челябинска, научного руководителя муниципальной экспериментальной площадки по проблемам дополнительного образования детей муниципального дошкольного образовательного учреждения №25 г.Миасса Челябинской области.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, тезисах докладов, методических рекомендациях, опубликованных автором. Они обсуждались в ходе выступлений и публикаций в сборниках П-У всероссийских научно-практических конференций по вопросам модернизации системы профессионального образования (Челябинск-2002-2005гг.); 1У-У1 всероссийских научно-практических конференций по вопросам интеграции научно-методической работы и системы повышения квалификации кадров (Челябинск-2003-2005гг.); в ходе работы семинара федерального агентства по образованию МОиН РФ на территории УрФО по разработке проекта Концепции модернизации дополнительного
17 образования детей (Москва-Челябинск-Магнитогорск, 2004г.); на межвузовских научно-практических конференциях АПКиПРО, ЧИДППО, ЧелГУ, ЮУрГУ по проблемам психолого-педагогических исследований в системе образования (Москва-Челябинск, 2003г.); ЧГПУ, ЧИДППО по проблемам развития воспитания и дополнительного образования детей (Челябинск, 2004г.); на XV всероссийской научно-практической конференции по проблемам личностно-ориентированного подхода в воспитании и дополнительном образовании школьников (Москва-2005г.); а также на областных научно-практических и методических конференциях, заседаниях Ученого совета ЧДППО. Материалы исследования внедрены автором в практику работы лаборатории образовательных программ дополнительного образования ИДППО по реализации образовательной программы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования детей, а также в практику работы образовательных учреждений, на базе которых проводилась экспериментальная работа.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Текст диссертации снабжен таблицами, иллюстрирован рисунками и диаграммами.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 145 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031