Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 9 » Скачать Абстрактное искусство как феномен художественной культуры XX века. Борисова, Анна Геннадьевна бесплатно
0:46 AM
Скачать Абстрактное искусство как феномен художественной культуры XX века. Борисова, Анна Геннадьевна бесплатно
Абстрактное искусство как феномен художественной культуры XX века

Диссертация

Автор: Борисова, Анна Геннадьевна

Название: Абстрактное искусство как феномен художественной культуры XX века

Справка: Борисова, Анна Геннадьевна. Абстрактное искусство как феномен художественной культуры XX века : диссертация кандидата искусствоведения : 17.00.09 Санкт-Петербург, 2006 175 c. : 61 06-17/138

Объем: 175 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2006


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПОИСКЕ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА
§ 1 Абстрактное искусство как предмет теоретического исследования
§2 Абстрактное искусство как форма художественного мышления и метод художественного творчества
§3 Абстрактное искусство в системе художественного поиска отечественной культуры XX века
ГЛАВА П АБСТРАКТНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД В ИСКУССТВЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
§ 1 Основные тенденции абстрактного искусства во второй половине XX века
§2 Абстрактное искусство в России во второй половине XX века
§21 Московская школа абстрактного искусства второй половины XX века
§22 Ленинградская школа абстрактного искусства второй половины XX века
§3 Основные тенденции русского абстрактного искусства последней трети XX века

Введение:

Актуальность темы исследования. Абстрактное искусство - историческое художественное явление, сохраняющее заметное место в творческом поиске многих мастеров современного искусства, работающих в различных техниках и видах искусства, включая компьютерную графику. Художественные приемы, созданные мастерами абстрактной живописи, оказались чрезвычайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры. Сегодня эти методы активно используются в декоративно-прикладном искусстве, дизайне, фотографии.
Абстракция давно признана одной из центральных художественных идей в мировом искусстве XX века. В процессе зарождения и утверждения этого феномена особая роль принадлежит художникам русского авангарда (прежде всего Василию Кандинскому и Казимиру Малевичу). Немногим более чем за десять лет в России создалось мощное движение художников, работавших в разных формах беспредметного искусства. Кроме Кандинского и Малевича, можно назвать Павла Филонова, Павла Мансурова, Любовь Попову, Александру Экстер, Ольгу Розанову и других.
В России в XX веке эволюция абстрактного искусства совпала с политическими изменениями и борьбой мировоззрений, превращавших таким образом искусство абстракции в сложный сплав задач формальных и идеологических. Отсюда, многочисленные зрительские и научные полемики; отсутствие устойчивой научно-методологической традиции осмысления феномена абстрактного искусства в отечественном искусствознании.
Сама история абстрактного искусства в СССР отнюдь не способствовала взвешенному, лишенному политической и «вкусовой» тенденциозности, исследованию данного явления в художественной культуре XX века. С другой стороны, несмотря на жесткую культурно-идеологическую политику в 1930-1950-е годы, абстракция, не прекращала своего существования, продолжая развиваться в России. Лишь в последнее полтора десятилетия стало возможным действительно научное, свободное от идеологических догм, осмысление сущности и значения абстрактного искусства, тем более, что истоки искусства абстракции во многом лежат в российском художественном сознании начала XX века.
Абстрактное искусство знаменовало собой рождение новой концепции художественного творчества, выразившегося в изменении отношения к пространству и времени, в результате чего появляются новые формы художественно-образной выразительности и новый язык искусства. Иными словами, абстрактное искусство, являя собой сложную синтетическую систему, которая включает в себя и новый художественный язык, и принципы художественного мышления, и выражения в искусстве нового типа сознания, представляет актуальную и перспективную сферу для теоретических и историко-искусствоведческих исследований.
Абстракция как художественный метод еще не полностью завершила свою адаптацию в социокультурном контексте современности. Абстрактное искусство -это воплощение живой творящей культуры, один из ее доминантных процессов, неотделимый от нее, одна из форм ее обращения к себе, своего рода исповедь культуры, момент ее экзальтации, откровения. Абстрактное искусство явилось активацией центробежных сил культуры, приведения ее к критической ситуации, которая предполагает лишь один выход — принципиальное изменение самого способа бытия культуры. Это момент самопогружения, самокоррекции культуры, вызванный необходимостью формирования новых путей. Абстрактное искусство - одна из важнейших основ художественной генетики: оно определяло своеобразие динамики творческого процесса, нового понимания художественной целостности, т.к. имело отношение к попытке создания новой системы эстетических представлений. Вступая в соотношения с новыми системами, абстрактное искусство способствует изменению действующего баланса культуры, ее динамичности. Этот процесс является основой художественной генетики абстрактного искусства и влияет на изменение структуры культуры, расширяет ее границы, нарушает ограничения, затрагивая корневую основу художественной практики. Иными словами, абстрактное искусство выступает катализатором «сложной многоуровневой перестройки современной культуры от формального этажа до ее ценностного содержания»1.
В целом же можно сказать, что абстраетное искусство явилось одним из явлений, наиболее открытых важнейшим для нашего времени процессам художественного мышления - универсализации и интеграции. Таким образом, актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью целостного научного, искусствоведческого осмысления абстрактного искусства в контексте худо
1 Шехтер Т.Е. Процессы маргинализации в современной художественной культуре: Дисс. д-ра филос. Наук / СПбГУ. СПб., 1998. С. 88. жественного поиска культуры XX века, что отвечает важнейшим идеям времени, отражает динамические процессы культуры в целом и в изобразительном искусстве в частности.
Существует значительное число трудов, посвященных абстрактному искусству2. Однако целостного изучения и теоретического осмысления абстрактного художественного метода в его историческом развитии не проводилось, и более того, даже задач такого рода не ставилось. Работы, посвященные теории абстрактного искусства и его истории не исследуют динамику развития абстрактного метода в художественном поиске культуры XX века. Очевидно, это связано с тем, что работы эти были написаны в тот период, когда генетические процессы абстрактного художественного творчества проследить было очень трудно. В настоящее время, когда мы имеем возможность рассмотрения художественные процессы XX века в целом, нам такая возможность предоставляется.
Целью исследования является осмысление абстрактного искусства как одной из центральных художественных идей и творческого метода в мировом искусстве XX века. В данном исследовании мы стремимся осмыслить внутреннее противоречие абстрактного искусства, его амбивалентность. С одной стороны, его необыкновенную продуктивность для так называемых «неизобразительных» видов искусства: архитеюуры, фотографии, дизайна, компьютерной графики и т.д. С другой стороны, показать абстракционизм как самоотрицание изобразительного искусства. В историографии это прослеживается в поляризации отношений к абстрактному искусству от понимания абстракционизма как высшего достижения искусства до резко отрицательного отношения к нему, начиная с 1910-х годов XX века. Наша задача в том, чтобы увидеть и проанализировать «позитивное» и «негативное» абстрактного искусства, чтобы понять, как в абстрактном методе отразились важнейшие тенденции художественной культуры XX века.
Исходя из этого, в данном исследовании решаются следующие основные задачи:
Проанализировать историю зарождения и формирования теории абстрактного искусства;
2 См. первый параграф первой главы данной диссертации.
Рассмотреть абстрактное искусство, как форму художественного мышления и метод художественного творчества;
Выявить и структурировать основные тенденции развития абстрактного искусства в России первой половины XX века;
Проанализировать особенности формирования московской и ленинградской (петербургской) школ абстрактного искусства во второй половине XX века;
Выявить и структурировать основные тенденции развития русского абстрактного искусства в контексте поисков художественной культуры постмодернизма.
Объект исследования: абстрактное искусство XX века.
Предмет исследования - абстрактный метод как феномен художественной культуры XX века. Основное внимание в данной работе посвящено осмыслению абстрактного искусства в его логической законченности как метода художественного творчества, рассмотрению закономерностей его появления и сложения, динамики развития абстрактного метода в отечественном искусстве, а также исключительности инновационного характера системы составляющих его школ.
Осмысление эволюции русской абстрактной школы, которая заметно выпадает из международного контекста - проблема в первую очередь историко-культурная. В таком ракурсе мы и рассматриваем основную задачу данной работы, стремясь внести посильный вклад в изучение вопросов исторической преемственности, генезиса, возникновения неожиданных параллелей и закономерных связей.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования являются научные труды по философии и теории искусства, истории и теории абстрактного искусства, эстетике, психологии искусства. Ключевыми идеями для данной диссертационной работы послужили:
Понимание искусства как фундаментального человеческого опыта (Х.Г. Га-дамер, 3. Фрейд, М. Хайдеггер, К. Юнг)3;
3 Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988; Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2003: Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993. С.47-120. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995. Юнг К.Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1922.
Понимание художественной реальности как духовно-идеологической среды формирования искусства, как целостный в своем бесконечном многообразии образно-смысловой контекст, определяющий данную эпоху (Т.Е. Шехтер);4
Понимание эксперимента как одного из ключевых принципов творческой практики в художественной культуре XX века (Т.Е. Шехтер)5;
Понимание абстрактного искусства как тенденции художественного мышления и как конкретно-исторического художественного явления XX века, в котором абстракция стала основным способом формообразования (М. Валяева, B.C. Турчин, А. Наков, E.IO. Андреева, Ш. Дуглас, М. Бессонова, С.П. Батракова)6;
Принципы анализа искусства XX века, представленные в работах А.Б. Олива, Т.Е. Шехтер, И.Н. Карасик, М.Ю. Германа, B.C. Турчина, ЕЛО. Андреевой и др.7
Методы диссертационного исследования. В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и исгорико-художественное осмысление абстрактного метода художественного творчества в искусстве XX века, в том числе:
1). Метод образно-стилистического анализа произведений изобразительного искусства с целью выявления и теоретического обоснования основных тенденций в абстрактном искусстве XX века;
2). Типологический метод с целью выявления и анализа основных модификаций развития абстрактного искусства XX века.
4 Шехтер Т.Е. Искусство как реальность: очерки метафизики художественного. СПб., 2005.
5 Шехтер Т.Е. Иной взгляд или художественный эксперимент: теоретические вопросы искусства современности // Искусство как реальность. СПб., 2005.
6 Валяева М. Морфология русской беспредметности. М., 2003; Андреева ЕЛО. Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины XX века. Автореферат диссертации. СПб., 2005; Дуглас Ш. Декоративность и модернизм: становление эстетики абстракционизма // Вопросы искусствознания. 1997. № 11; Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. М., 2002; Бессонова М. Авангард и XX век // Бессонова М. Избранные труды. М., 2004; Турчин B.C. Образ двадцатого в прошлом и настоящем. М., 2003; Наков А. Беспредметный мир: Абстрактное и конкретное искусство. М.,1997.
7 Олива А.Б. Искусство на исходе второго тысячелетия. М., 2003; Шехтер Т.Е. Время как проблема и образ в истории искусства // Пушкинские чтения - 2002: Материалы межвузовской научной конференции. СПб., 2002. С.122-134; Карасик И. От супрематизма к. Пути новой фигуративности // Пинакотека. 2002. № 13-14; Андреева Е.Ю. Все и Ничто: символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб., 2004; Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб., 2003; Турчин B.C. Образ двадцатого в прошлом и настоящем. М., 2003.
3). Метод художественно-психологического анализа произведений искусства с целью выявления особенностей восприятия образного языка абстрактного искусства;
4). Сравнительно-исторический метод с целью сопоставления и анализа образного языка абстрактного искусства разных периодов художественной культуры XX века.
Источники исследования:
1). Научные труды (монографии, сборники статей материалы конференций, авторефераты диссертаций и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (теория и история искусства, история и теория абстрактного, эстетика, психология искусства);
2). Научные каталоги музейных экспозиций и выставок, посвященных искусству XX века, а также творчеству отдельных художников;
3). Профессиональные периодические издания, в которых освещаются события современной художественной жизни, анализируется творчество художников XX столетия, рецензируются художественные и выставочные проекты («Художественный журнал», «Новый мир искусства», «Декоративное искусство», «Искусство», «Артхроника» и др.);
4). Художественные произведения (живопись, графика, скульптура, инсталляции, объекты) из собраний художественных музеев и галерей Санкт-Петербурга и Москвы;
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
Во-первых, анализ последовательного развития целостности русского абстрактного искусства в его историческом развитии на протяжении всего XX века.
Во-вторых, выявление основных тенденций динамики русского абстракционизма.
В-третьих, исследование динамики радикальной смены видов репрезентаций абстракционизма в искусстве второй половины XX века и внутренних изменений в пределах самого абстрактного искусства.
Практическая значимость. Данное исследование может служить:
1). Как научно-методологическое пособие для организаторов художественных и выставочно-экспозиционных проектов, посвященных абстрактному искусству, творчеству художников-абстракционистов;
2). Как учебно-методический материал для лекционных курсов и семинарских занятий, связанных с историей абстрактного искусства в художественной культуре двадцатого столетия;
3). Как источниковедческая основа для научных исследований, связанных с изучением специфики отечественного абстрактного искусства второй половины XX века.
На защиту выносятся следующие положения:
Обоснование абстракции как формы художественного мышления и как метода художественного творчества;
Выявление и обоснование двух основных тенденций («линий») в развитии абстрактного искусства в России: аналитической (концептуально-аналитической «линии» К. Малевича) и спонтанной (экзистенциально-психологической «линии» В. Кандинского);
Характеристика основных модификаций развития концептуально-аналитической и экзистенциально-психологической тенденций в отечественном абстрактном искусстве второй половины XX века;
Определение динамики радикальной смены видов репрезентации абстрактного искусства во второй половине XX века и анализ внутренних изменений в пределах самого абстрактного искусства.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в трех научных публикациях. Кроме того, основные результаты диссертационной работы обсуждались на научно-практических конференциях «Русская культура в текстах, образах и знаках 1913 года» (Киров, 2003), «Духовные начала русского искусства и образования» (Великий Новгород, 10-14 мая 2003 года), «История культуры Петербурга и современность» (Санкт-Петербург, 30 июня 2005 года), а также - в учебном процессе.
Данная диссертация не могла бы состояться без деятельного участия и творческого общения, к сожалению ушедшего из жизни, М.С. Кагана.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1528
Пароль: 1528
Скачать файл.
Просмотров: 344 | Добавил: Иван44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031